В школьных столовых изменится рацион питания

Новая формула школьного обеда

Об изменении школьного рациона
Газировка и чипсы уже стали персонами нон грата в школьных буфетах, а с началом учебного года началось наступление и на другие вредные лакомства. Богатые жиром и быстрыми углеводами пиццы и смаженки будут продаваться не чаще двух раз в неделю, такой же лимит в меню столовых на сосиски и сардельки. Зато появится в продаже гематоген, для профилактики анемии. Проблему распространения алиментарно–зависимых, то есть проистекающих от уровня культуры и качества питания заболеваний — сахарного диабета, ожирения, анемии, всевозможных аллергий — ВОЗ считает одной из главных. Если учесть, что 70% детей у нас — школьники, роль здоровой еды в стенах учебных заведений переоценить сложно. Правда, без родительской поддержки тут не обойтись.


То, что у нас растет количество детей с сахарным диабетом и лишним весом, — не новость: избыток массы тела наблюдается у 11% школьников, 9,5% и вовсе страдают ожирением. Исследование кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО выявило, какие перекосы есть в питании учащихся. Хоть белка в рационе хватает, но он на нижней границе нормы, а вот жир — на верхней или даже превышает ее. Среди углеводов мало сложных, зато доля простых сахаров больше нужной как минимум в два раза. Наблюдается у детей и дефицит микроэлементов — селена, железа и особенно кальция, потребление которого колеблется от 53 до 75% от рекомендуемых уровней. Казалось бы, как это возможно в стране, где производится так много молочных продуктов, на любой вкус и кошелек? Ответ на поверхности: такой сценарий заложен родителями. Не будем голословными — РНПЦ гигиены несколько лет изучал рационы жителей разных областей и обнаружил характерные болевые точки: избыток жиров, особенно животных, недостаток витаминов, в частности, группы В и... все то же крайне низкое содержание кальция, вызванное недостаточным потреблением молока и его производных. Специалисты по питанию тем временем предостерегают: покрыть дефицит, принимая кальций в чистом виде, сложно. Чтобы он усваивался, необходим фосфор в определенном количестве, и именно в молоке эти два микроэлемента идеально сбалансированы.


Стоит ли говорить, что позитивное отношение к молочным продуктам — в родительских руках? То же и со школьным питанием. Гигиенисты не устают повторять, что для детей оптимальны 4 — 5 приемов пищи в день, и три раза это обязательно должна быть горячая еда. Поэтому ни одна школа у нас не открывается без столовой и возможности готовить завтраки–обеды. Рацион школьников сбалансирован, требования к нему любой может изучить на сайте Минздрава. Именно благодаря «первому–второму–третьему» по всем регионам страны в 2013 году уровень заболеваемости недугами органов пищеварения у детей (с впервые установленным диагнозом) снизился на 17% по сравнению с 2005–м. Кстати, если ученики категорически отказываются от супа, то по решению родительского комитета обед может состоять и из двух блюд...


С нареканиями же на качество питания, которые порой случаются, в каждом случае, считают специалисты, надо разбираться отдельно. Как правило, аттестуя школьную еду как «плохая и невкусная», родители опираются только на мнение чад. А на практике то, над чем привередничают ученики младших классов, старшеклассники готовы есть с добавкой. В любом случае стоит самим разобраться, как обстоят дела — зайти в столовую, посмотреть меню, продегустировать обед. Если ситуация действительно нерадужная, нужно пообщаться со школьным советом по питанию. А если дело не в блюдах, а в отношении к еде — попробовать убедить чадо, что от этого зависят его рост, развитие, здоровье. Само собой, следовать принципам рационального питания важно и дома. Специалисты напоминают, что мясо, молоко, овощи, фрукты, крупы, хлеб должны быть в меню школьника каждый день, рыбные и творожные блюда — два раза в неделю. Белковую пищу лучше употреблять в первой половине дня, а ужин делать легким, овощным. Мясо выбирать нежирное, творог — средней жирности 5%, молоко — 2,5–процентное. Не жарить, а отваривать или тушить... Конечно, такой подход требует времени и внимания, но экономить силы в данном случае чревато: именно в детском возрасте закладываются стереотипы питания, от которых зависит, будут ли у взрослого проблемы с сердечно–сосудистой системой, обменом веществ, органами пищеварения. Ради лучшего будущего своих чад стоит постараться.


vasilishina@sb.by n


Советская Белоруссия №167 (24548). Среда, 3 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter