Новая Берлинская стена

О праздновании 25–летия падения Берлинской стены
Пропаганда — страшная сила. Оружие самого массового поражения. Мне, успевшей побывать пионеркой и комсомолкой в СССР, а потом много лет прожившей в Китае, казалось, что я знаю о пропаганде если не все, то очень многое. И — да, мне казалось, что пропаганда как явление в значительно большей степени присуща социалистическому строю. Но на праздновании 25–летия падения Берлинской стены я столкнулась с такой волной пропаганды, что пребываю под впечатлением до сих пор.

Берлин — город крайне политизированный. Ни в одном другом городе мира не было стены, разделявшей его надвое. Разделявшей людей и политические системы. И это, несомненно, трагедия для огромного количества людей, которые жили здесь во время существования этой стены.

Но значение имеет не только история, но и то, как она интерпретируется. Как говорит один знакомый: «История — это узаконенный государственный миф». В Берлине этот миф — в процессе сотворения. Начнем с того, что праздновать 9 ноября «падение Берлинской стены» преждевременно. На это мне указал бывший генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эгон Кренц — именно он стоял во главе партии и государства, когда принималось решение об открытии свободного движения через стену. Это и случилось 9 ноября 1989 года, а стену стали разбирать в январе 1990 года. Но Эгона Кренца на праздник не приглашают. Он с горечью говорит о том, что главные герои праздника — люди, которых в Берлине в тот момент не было и которые то историческое решение не принимали: Михаил Горбачев, Джордж Буш и Гельмут Коль. После объединения Германии Эгон Кренц четыре года отсидел в тюрьме — это была «политическая ответственность» за смерти перебежчиков из Восточного в Западный Берлин. За время существования стены погибли не только перебежчики, но и пограничники ГДР, в которых стреляла полиция Западного Берлина. Нужно ли говорить, что за это никто ответственности не понес? И нужно ли говорить, что ни на одной экскурсии, которые в эти выходные тысячами проводились по всему Берлину, об этих смертях — ни слова? И еще один интересный факт: Эгон Кренц не дал ни одного интервью немецким СМИ. Говорит, что не уверен, что его слова не переврут. Но больше всего о терпимости к иной точке зрения (которую все западные демократии, включая ФРГ, декларируют как основную ценность, какой она, несомненно, и является) говорит тот простой факт, что Эгону Кренцу запретили давать интервью для нашей газеты в гостинице, где он остановился. Мы встретились с ним в небольшом частном издательстве и хорошо поговорили. Но факт, согласитесь, красноречивый.

Еще красноречивее то, что во всех музеях и на всех выставках, посвященных ГДР, говорят: «В истории Германии было две диктатуры: третий рейх и коммунистическая диктатура ГДР». В первый раз это резануло слух, во второй уже не удивилась. Если это не пропаганда, то что? Любопытный факт: в музеях и на выставках, где это говорят, экскурсии проводят уроженцы Западного Берлина или Западной Германии. Люди, которые жили в ГДР и с высокой долей вероятности имеют иную точку зрения на свою историю, среди экскурсоводов мне не встретились. Не они пишут историю объединенной Германии. Ну а то, что везде говорят, что ГДР — продукт СССР, я вообще молчу — это такое общее место, что и обсуждать, казалось бы, нечего. Когда я одному такому экскурсоводу (уроженцу Западной Германии, конечно) сказала, что ГДР, как и вся разделенная Германия, — все–таки продукт Второй мировой войны, и если бы не было той войны («простите, что напоминаю, но ее начала Германия»), то и разъединенной страны не было бы. Он спросил у меня, откуда я родом. «Из Беларуси, родилась в СССР». — «Вы просто продукт системы, вас научили так думать, меня научили думать по–другому». И это правда. Мы все — продукты той или иной системы, но это не значит, что мы не должны пытаться понять себя и свою историю.

Те жители бывшего Восточного Берлина, с которыми я встречалась, говорили, что для них это не праздник, и на торжественное поедание сосисок под пиво и выпускание в небо светящихся шаров, символизирующих стену, они не пойдут. Но их отсутствия никто не заметил: приехало много туристов из западных регионов Германии. Им было что праздновать — они победили.

www.pleska.info 

Советская Белоруссия №214 (24595). Вторник, 11 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter