Самые интересные книги недели: Маргарита Прохор и Харпер Ли

Ностальгия по хорошим людям

Книжный навигатор
sb16----091212.jpgМаргарыта Прохар. Восень у Вiльнюсе. Аповесцi i апавяданнi. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2014.

Перш за ўсё адзначым, что гэта выдатны ўзор мастацтва кнiгi. Вядомы мастак Уладзiмiр Васюк аформiў зборнiк з адсылкай да супрэматызму. Незвычайныя, густоўныя графiчныя рашэннi, што нагадваюць пра Малевiча i Кандзiнскага, iлюстрацыi, якiя i пашыраюць успрыманне тэксту, i з’яўляюцца самадастатковымi творамi, — дзеля аднаго гэтага варта ўзяць у рукi кнiгу. А ёсць яшчэ i захапляльны змест. Маргарыта Прохар умее ствараць яркую, запамiнальную атмасферу для разгортвання сюжэта: восеньскi Вiльнюс з утульнымi кавярнямi, брукаванымi вулкамi i жоўтымi лiстамi, што прылiпаюць да абутку... Бераг Балтыйскага мора, дзюны з белага пяску... Прага — «стары, стомлены горад», Карлаў мост, на якiм лiхтары асвятляюць фiгуркi святых i групкi турыстаў... Бадай што, агульнае ў пейзажах — пачуццё настальгii i трывогi, восеньскi настрой i прадчуванне вялiкага пачуцця. Каханне i з’яўляецца магiстральным сюжэтам. Але гэта не запаволеная лiрычная проза, наадварот, вельмi дынамiчная, з выкарыстаннем элементаў дэтэктыву, асаблiва ў аповесцi, паводле якой названы зборнiк. Дзяўчыну, што займаецца росшукам знiклых хатнiх жывёлаў, наймае багаты клiент, каб тая адшукала ў Вiльнюсе ягоную каханую. Але чым далей працягваюцца пошукi, тым выразней гераiня разумее, што справа не ў росшуках, а ў спробе героя адпусцiць мiнулае. Персанажы прозы Маргарыты Прохар — нашы сучаснiкi, людзi адукаваныя, творчыя, здольныя на дзiвацтвы. А галоўнае — на складаныя пачуццi, пра якiя толькi i варта пiсаць.

sb16----111212.jpgХарпер Ли. Убить пересмешника. АСТ, Москва, 2014.

Это одна из тех книг, к которым следует возвращаться, ибо они являются камертонами гуманизма. События, происходящие в маленьком американском городке, глазами шестилетней девочки Джин, дочери адвоката Аттикуса Финча. Адвокат сильно отличается от других обитателей городка: не ловит рыбу, не охотится, не играет в покер, не пьет, зато читает книги. Мир детей начинает меняться, когда их отец берется защищать чернокожего парня Тома, обвиненного в изнасиловании белой девушки. Тут уж Джиму и Джин доводится делать свой выбор, на чьей они стороне, ведь многие горожане высмеивают и оскорбляют их отца–  «чернолюба». Отец очень просто объясняет свою позицию: «Но чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой. Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, — это его совесть». Все герои оказываются не тем, чем кажутся. Мягкий, слабовидящий Аттикус — легендарный по меткости стрелок и отважный борец за справедливость. «Жертва изнасилования» сама домогалась Тома, а избил ее отец, местный пьяница Боб Юэлл. Злобная старуха, заставляющая Джима читать себе книги в наказание за поломанные в саду цветы, оказывается, по уверению Аттикуса Финча, самым мужественным человеком — ибо умирает, испытывая страшные боли, но отказывается принимать наркотики, чтобы уйти свободной. А таинственный Страшила, который не выходит из дому, которому приписывают ужасные злодеяния, — жертва отца–фанатика, с детства державшего сына– «грешника» взаперти. Именно Страшила спасает Джима и Джин от мести Боба Юэлла, у него добрая душа и смелое сердце. А малыши Джим и Джин оказываются достаточно храбрыми, чтобы остановить расправу над Томом. Это очень человечное произведение, заставляющее оглядываться на свои поступки и правильно оценивать чужие. «Почти все люди хорошие, когда их в конце концов поймешь», — утверждает Аттикус Финч.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия №237 (24618). Пятница, 12 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter