Нищие разумом принцы

В Великобритании в нацисте узнали принца Гарри, а Освенцим назвали галлюцинацией
В Великобритании в нацисте узнали принца Гарри, а Освенцим назвали галлюцинацией

В Британии разгорелся бурный скандал, виновником которого явился дурной вкус принца Гарри. Отпрыск королевской семьи принял участие в костюмированной вечеринке «колонисты и туземцы» по случаю дня рождения друга. Наряд, который он выбрал, состоял из брюк в стиле «милитари» и бежевой рубашки с повязкой со свастикой. Именно последняя деталь в гардеробе и смутила британскую публику, открывшую вчера поутру свежий номер лондонской газеты «Сан». «Нацист Гарри» — под таким заголовком фотография принца со свастикой на рукаве красовалась на первой полосе издания. В канун освобождения Освенцима, в год 60–летия Победы над фашизмом эпатаж Гарри расценили как оскорбление.

К чести отпрыска королевской семьи, он сразу же принес извинения за «необдуманный выбор костюма». Быть может, юный принц попросту инфантилен, быть может, ум за разум зашел у камергера Ее Величества, но многие восприняли это серьезно.

Оплошность принца в подборе одежды ставит под сомнение осуществление его планов в отношении военной карьеры, пишет «The Guardian».

В этом году принц Гарри должен начать обучение в Королевской военной академии в Сандхерсте. Но прошлым вечером бывший министр обороны Великобритании Дуг Хендерсон заявил, что теперь принцу нельзя позволить стать офицером британских вооруженных сил: «После такого поступка я считаю, что этот молодой человек непригоден для обучения в военной академии. Если бы на месте принца был любой другой человек, то его заявление о приеме в академию даже не стали бы рассматривать. Так же нужно поступить и в отношении принца».

Как отмечает британское издание, случай с принцем Гарри воскрешает в памяти неприятные воспоминания о связях королевской семьи с нацистским режимом. Король Эдвард VIII, который был двоюродным прапрадедушкой Гарри, симпатизировал нацистам, а отец принцессы Кентской Мишель был членом нацистской партии.

Память не позволяет. Тем не менее модно сейчас искать у фашизма разные углы. Подается это совершенно невинно, как новые взгляды на историю, с историей, впрочем, имеющие мало общего. Можно вспомнить Гюнтера Грасса с его «Траекторией краба» или Кристиана Дагая с его кинокартиной «Гитлер. Восхождение дьявола». Не то чтобы авторы этих творений питают некое сочувствие, скажем, к фюреру. Вовсе нет, это было бы верхом цинизма и кощунства. Однако, к примеру, гитлер–югенд или нацистский порядок предстают с привлекательной точки зрения. Конечно, утверждения об объективной истории — сущий миф. Но это не значит, что история — гипс, из которого каждый лепит своего Давида. Диалог с прошлым требует известной степени деликатности и осторожности, но никак не подмены намеренным отбором одних фактов и умалчивания других в своих мелких целях. Скажем, чем руководствовался лидер партии французских ультраправых «Национальный фронт» Жан–Мари Ле Пен, когда на днях заявил, что оккупация Франции нацистами вовсе не была такой уж бесчеловечной? Старческий маразм, который с годами крепчает — политику уже за 70 лет, — или виной всему желание Ле Пена накормить толпу остреньким блюдом? Он неоднократно кидал в массы подобные реплики и однажды даже дошел до того, что назвал нацистские газовые камеры «незначительной исторической деталью». Или вот еще сюжет, описанный в «The Guardian». В статье «Откровения нациста» некий оппонент подвергает сомнению правду про уничтожение миллионов людей в Освенциме. Дескать, как «неубедительно» то, что сожгли так много тел. В ответ на вывод газеты о том, что отрицать реальность Освенцима — места самого крупного массового убийства в истории — абсурдно, нахлынул шквал звонков и угроз. Мол, Освенцим — это ошибка, галлюцинация, не было этого!

А он был и оставил несмываемый кровавый след в назидание будущим поколениям. Символ самой значительной попытки переустройства мира, которая потерпела крах. Ценой нечеловеческих усилий, и прежде всего советских солдат, зверя загнали в клетку и умертвили. Потому что он убивал и мучил, поставил человечество перед самым опасным искушением — дозволил ему убивать во имя нового мирового порядка, во имя великого исторического предназначения, которое сам себе придумал. Так что свастика у любого нормального человека вызывает гнев и отвращение. Жаль, что об этом забыл принц Гарри.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter