Нарколог — о первых признаках алкоголизма, белой горячке и любителях пива

«Никаких «выпей за компанию!»

Практически каждый хоть раз слышал историю: жил‑был дядя Иван (Андрей, Степан — нужное подчеркнуть), умный, трудолюбивый. Сначала выпивал по праздникам, потом все чаще… За пару лет превратился не пойми в кого — работу забросил, по вечерам поколачивает жену и детей. Таких сценариев в практике наркологов множество, а итог всегда один — разрушенная жизнь. Заместитель главврача Городского клинического наркологического центра Минска Елена Ярмолинская рассказала о первых признаках зависимости, помощи близких и том, можно ли алкоголика отправить лечиться без его согласия.


— Есть ли безопасная доза алкоголя и как понять, что человек уже перешел черту?

— По данным ВОЗ, безопасной дозы не существует. Употребление спиртного всегда имеет негативные последствия для здоровья — в первую очередь страдают сердечно‑сосудистая и нервная системы. О зависимости же можно судить, если в течение года отмечаете у себя как минимум три критерия из шести. Они используются для диагностики синдрома зависимости, прописаны в международной классификации болезней МКБ‑10. Первый — чтобы получить удовольствие от выпитого, вам нужно увеличивать дозу. Второй — по утрам мучает похмелье. Третий — пренебрежение состоянием здоровья, то есть знаете, что у вас хроническая болезнь, но все равно выпиваете. Четвертый — игнорирование социума: походу в кино, театр, прогулке в парке предпочтете компанию алкоголя, потому что это интереснее. Пятый — сильное желание выпить: можете находиться на работе, заниматься домашними делами, но не способны игнорировать внезапный импульс употребить спиртное. Шестой — неспособность контролировать прием алкоголя: начало употребления, окончание или дозировку. Если, сидя за праздничным столом, пьете рюмку за рюмкой и не можете остановиться, нет чувства меры — это важный критерий, по которому можно судить, что проблема есть.

— А если я не пью крепкий алкоголь, а предпочитаю, например, пиво. Это безопасно?

— Нет, потому что может развиться так называемый пивной алкоголизм. Нужно обращать внимание на сценарий употребления.  
Бывает, человек сначала пьет одну баночку пару раз в неделю, потом две, затем переходит на крепкое пиво. В моей практике был случай, когда пациент регулярно употреблял 6 — 7 литров. А начиналось все банально — с 0,5 литра под футбол у телевизора.

— Как быстро развивается зависимость?

— У каждого индивидуально. Нужно учитывать наследственность. Если у пациента от алкоголизма страдали близкие родственники, велика вероятность, что и он в зоне риска. Стоит обратить внимание на то, как часто выпивает, в каком количестве и насколько быстро приходит в себя. Ведь одно дело — погулять с родственниками на дне рождения и уйти домой подшофе и совсем другое — напиваться каждый вечер до состояния невменяемости, а утром, еле передвигая ноги, идти на работу.

Алкоголизм не наступает за неделю, но болезнь всегда прогрессирует. Часто практически незаметно для человека. Первыми, как правило, ее замечают родные — родители, жена, дети. Однако это не означает, что человек сразу признает проблему. Зависимые говорят: «У меня все хорошо, я сам знаю, как мне лучше». Продолжают губительный образ жизни, еще больше запуская болезнь, пока не достигнут критической точки. Тогда либо сами пойдут к наркологу, либо их уговорят обратиться родственники. Третий вариант — если человек опасен для общества, оформляется неотложная госпитализация. Так бывает при алкогольном делирии, или, как называют в народе, белой горячке.

— То есть допиться до белой горячки — это не миф?

— Точно нет. Правда, грозит она только тем, кто находится на последних стадиях алкоголизма.  
Классическая история пациента с белой горячкой: употреблял несколько лет, уходя в запои, но решил резко прекратить. Как результат — сильное возбуждение и страх, он практически перестает спать, не ориентируется во времени и пространстве. Где‑то на третий–пятый день появляются галлюцинации. В темное время суток начинает казаться, что вешалка — это лошадь, а по комнате бегают крысы. Слышит, что кто‑то зовет, называет его по имени. 
При более тяжелых состояниях пациентов будто окутывает паутина, им кажется, что во рту копошатся насекомые. Это опасно и тем, что человек может выйти в окно или наброситься на других людей, видя в них маньяков или чертей.


— Правда, что алкоголизмом страдают преимущественно мужчины?

— В процентном соотношении их, может, и больше. Но женщины чаще пытаются скрывать свою проблему, обращаются за помощью к смежным специалистам. Зависимость от спиртного у них возникает быстрее, потому что печень вырабатывает меньше расщепляющего алкоголь фермента алкогольдегидрогеназы. Это природная особенность. Похожая история у народов Крайнего Севера и азиатов, но здесь слабая переносимость алкоголя касается обоих полов.

— Можно побороть алкоголизм раз и навсегда — так, чтобы человек больше не притронулся к спиртному?

— Если зависимость сформирована, риск срыва сохраняется. Предположим, пациент уже прошел лечение, выбрал трезвость — в этой трезвости ему нужно оставаться постоянно. Если мотивации хватает, зависимый будет удерживаться в рамках. Но для благоприятного исхода важно, чтобы и окружающие не провоцировали. Поэтому просьба к друзьям и родственникам: никаких «выпей за компанию». Остановиться он не сможет и снова упадет в яму, из которой с трудом выкарабкался.

— А если, наоборот, близкие пытаются обратить внимание человека на его алкоголизм, но он не считает себя зависимым?

— Это частая проблема. У таких пациентов снижена критика, поэтому они редко признают алкоголизм самостоятельно. Причем родственники, с одной стороны, вроде бы совершают доброе дело, уговаривая пойти к наркологу. С другой — вредят, потому что из‑за созависимого поведения начинают решать за близкого все на свете. Обычно это выглядит так: Петю уволили с работы за прогул — пойду попрошу, чтобы восстановили; потратил всю зарплату на алкоголь и ему нечего есть — принесу продуктов. Они говорят: «Будешь пить — брошу тебя», но продолжают и дальше «спасать». Так Петя понимает: ответственность за свою жизнь нести необязательно, и продолжает пить.

— Как правильно вести себя родственникам?
— Заняться своей жизнью. Обозначить свои границы. Можно сказать близкому о его проблеме, предложить свою помощь, например, записать на прием к врачу, но не более того. Человек увидит: ага, вокруг меня не устраивают танцев с бубнами, и начнет меняться сам — обратится к наркологу или попросит отвезти, потому что физически или психологически для него это сложно. 
Наши психиатры‑наркологи находятся по нескольким адресам: улица Тарханова, 16, проспект Газеты «Правда», 26/2, улица Чигладзе, 22, улица Некрасова, 22, проспект Газеты «Звязда», 55. Помощь бесплатная. Также возможно получить анонимную помощь, пройти лечение и реабилитацию.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter