О чем свидетельствует высокий уровень госдолга США

Ничто так не постоянно, как временное

Джозеф Байден подписал временный бюджет правительства на нынешний год. Законопроект поддержали обе палаты конгресса. Но это не решение проблемы, а лишь продление сроков выхода на итоговый документ. Теперь последняя черта отодвинута до 22 марта. Между тем нынешний финансовый год наступил в Америке еще в октябре 2023-го. А уже 11 марта планируется предоставление Байденом бюджета на 2025 год. Таким образом, Соединенные Штаты оказались в тупике и пытаются безрезультатно найти ответ на вопрос, где взять деньги.

Бюджетные страсти

Приостановка финансирования правительства из бюджета возникает у американцев периодически. Сейчас это может привести к проблемам с реализацией федеральных программ продовольственной помощи, оплатой труда авиадиспетчеров и так далее. К тому же это касается работы министерства обороны, структур по обеспечению безопасности границ, министерства юстиции и ФБР.

Сложившаяся ситуация произошла из-за острых разногласий между республиканцами (крайним крылом Республиканской партии), контролирующими палату представителей, и демократами, превалирующими в сенате. Стороны (консерваторы и либералы) постоянно обвиняют друг друга в нежелании искать компромисс. 

 Текущий законопроект о расходах завис в воздухе из-за требований крайне правых (ультраконсерваторы), включающих меры по ограничению доступа к абортам, которые многие члены нижней палаты парламента не поддерживают. За последние полгода они несколько раз ставили правительство на грань приостановки или частичной приостановки его работы, пытаясь добиться большего сокращения расходов.

В предыдущий раз глава Белого дома заявил, что конгресс достиг соглашения о финансировании правительства и защите интересов США, предотвратив шатдаун (частичное прекращение финансирования правительства). В очередной раз. Общий американский бюджет на 2024 год тогда был согласован в сумме около 1,6 триллиона долларов (886 миллиардов долларов на оборону и 704 миллиарда на необоронные расходы).

Доллар теряет вес в мировой экономике. Все больше государств во взаиморасчетах переходят на национальные валюты. В текущем году, как считают эксперты, «американец» останется слабым, но, скорее всего, сможет несколько восстановиться в ноябре — перед началом президентских выборов в Соединенных Штатах.

Груз госдолга 

Америку накрывает цунами госдолга. Вот откуда родом постоянные шатдауны. Согласно докладу счетной палаты США, государственный долг увеличится до 200 % от ВВП к 2050 году. В главном контрольном управлении страны прогнозируют, что, если политика в отношении доходов и расходов не изменится, уровень госдолга в течение ближайших 30 лет будет расти вдвое быстрее экономики. 

По оценкам экспертов контрольно-ревизионного органа конгресса, одним из ключевых факторов, влияющих на рост задолженности, назван большой бюджетный дефицит. Ранее он прогнозировался на уровне 1,6 триллиона долларов по итогам 2024 финансового года, 1,8 триллиона — за 2025-й и 2,6 триллиона долларов — к концу 2034 года. Таким образом при нынешнем уровне дел в экономике страны крах финансовой системы США неизбежен. Ситуация усугубится, если зарубежные инвесторы начнут выводить свои активы из Америки.


Как известно, в январе ­2024-го американский госдолг превысил отметку в 34 триллиона долларов (за 2023 год он вырос более чем на 4 триллиона) — это более 120 % ВВП. В июне минувшего года президент США подписал законопроект, одобренный конгрессом, о повышении потолка госдолга. Его лимит, по прогнозам, будет исчерпан 2 января 2025 года.

Союзники США ждут от Белого дома денег. Особенно это касается Украины, Израиля и Тайваня. Но пока заминочка вышла, хотя американский истеблишмент давно обещал им около 100 миллиардов долларов (на всех), киевскому режиму — свыше 60 миллиардов, Израилю — больше 14, остальное — на вооружение и военную технику Тайваню (данные суммы были утверждены сенатом, но решение вопроса затормозилось в нижней палате конгресса). Обещанного, как известно, три года ждут... 

Свобода от внешнего давления 

Ослабление доминирующих позиций США, безусловно, ведет и к утрате статуса доллара как мировой резервной валюты. Сейчас его доля в глобальных валютных резервах — 58 %. Это намного меньше, чем 20 лет назад, — 73 %. 

Уход от бакса продиктован глобальной политико-экономической ситуацией и необходимостью противостоять использованию американской валюты в качестве рычага давления и нечестной конкуренции. Использование нацвалют в мировой торговле — это свобода от внешнего давления. Этот тренд и дальше будет набирать силу по мере экономического роста государств. В составе международных платежей доля китайского юаня, как прогнозируют эксперты, достигнет к 2030 году 10 %. Страны БРИКС, ШОС, ЕАЭС сейчас работают над альтернативной системой расчетов в национальных валютах. Нужен свой расчетный банк для широкого круга государств, желающих рассчитываться в национальных валютах. Сейчас в этом направлении идет работа. Таким образом, новая мировая финансовая архитектура будет сформирована независимо от финансовых и экономических проблем в США.

По максимуму

Потребительские цены (индекс CPI) в США за январь 2024-го выросли на 0,3 %, это максимальные темпы роста показателя за 4 месяца. В декабре месячная инфляция составила 0,2 %. Соответствующие данные в феврале опубликовало министерство труда страны. В годовом исчислении инфляция по итогу января — 3,1 %. Целевой уровень инфляции Федеральной резервной системы США — 2 %. Регулятор пока оставил диапазон базовой процентной ставки без изменений — на максимальном за 23 года уровне в 5,25—5,5 %.

МНЕНИЕ

Михаил Ковалев, доктор физико-математических наук, профессор кафедры аналитической экономики и эконометрики БГУ: 

— Что же такое американский госдолг, о который так долго ломают копья власти США? Это в своем классическом понимании объем задолженности федерального правительства перед кредиторами, которыми выступают как частные лица или иностранные инвесторы, так и государства или крупные фонды. В свою очередь, Вашингтон стабильно берет деньги на стороне для покрытия дефицита бюджета: подобная ситуация существует свыше 20 лет. Она свидетельствует о том, что Америка, ­несмотря ни на что, продолжает жить на широкую ногу и приобретает намного больше зарубежных товаров, чем поставляет на экспорт. Например, с Китаем дефицит в торговле у них всегда примерно на уровне 400 миллиардов долларов. За счет дешевых товаров из Поднебесной американцы богатеют, причем их достаток оплачен фактически долгом. И вот он в очередной раз дошел до критической черты. Таким образом, главную опасность для доминирования американской валюты в мире представляют не Китай или Россия, проводящие активную политику дедолларизации, не отношения между США с государствами БРИКС, ШОС и другими экономическими объединениями мира, а фантастический долг Соединенных Штатов.

savostenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter