Ничто не бывает таким свободным, как падение

У субъектов реального сектора всегда есть возможность улучшить качество экономического роста.
Министр экономики Владимир Шимов

: "У субъектов реального сектора всегда есть возможность улучшить качество экономического роста. Резервы были, но реализовать их оказалось непросто".

Итоги работы экономики в первом квартале до сих пор оживленно обсуждаются. И если поначалу это объяснялось кадровыми решениями Президента, то теперь на первый план вышел анализ собственно экономических данных.

Итак, напомним, что в первом квартале ВВП вырос на 3,2 процента при прогнозе - 4; объем внешней торговли товарами сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,3 процента; материалоемкость и энергоемкость продукции снизились соответственно на 0,2 и 0,7 процента при задании 1,4 - 1,7 и 4,2 - 5,2 процента. Существенно выше прогнозных 1,5 - 2 процентов была в первом квартале инфляция.

В чем же причины? Они достаточно разнородны. Возьмем слагаемые ВВП. Агропромышленный комплекс, несмотря на поистине всенародную помощь, сумел нарастить производство продукции лишь на 1,8 процента. Вдвое медленнее задания прирастала выпускаемым товаром промышленность. Причем в обоих случаях это объясняется как тем, что склады забиты нераспроданной (а значит, неликвидной) продукцией, так и тем, что выпуск пользующейся спросом не удалось нарастить из-за нехватки оборотных средств, неумелой организации дела и т.д.

В этой ситуации на первый план выходит цена товара, а если посмотреть чуть глубже - его себестоимость. Увы, удельные затраты снижались крайне медленно, и сейчас они значительно более высокие, чем даже в России. Стоит ли в такой ситуации удивляться сокращению объемов экспорта и росту импорта?

Затоваривание стало одним из важнейших факторов того, что 47 процентов предприятий оказались убыточны (против 39 в первом квартале прошлого года), и вдвое, до 5,6 процента, сократилась рентабельность. Возникает резонный вопрос: а была ли вообще возможность у руководителей предприятий, да и правительства, "разрулить" ситуацию в более благоприятном направлении? В Министерстве экономики считают, что была...

Вот типичный пример, имеющий самое прямое отношение к каждому из нас. За первые два месяца этого года прибыль предприятий упала почти на 20 процентов. А издержки возросли более чем на 30 процентов. Теперь главное: зарплата за этот же период возросла на 70 процентов! И неспециалисту видны неестественные диспропорции этих цифр. А все потому, что фонд оплаты труда формируется исходя из объема выпущенной продукции. А надо бы - реализованной. Пожалуй, на ряде предприятий зарплата в этом случае серьезно бы пострадала. Но, несомненно, это заставило бы работать более результативно. Расставить экономические акценты правильно - задача правительства.

Можно ли под подобным углом зрения оценивать наши экономические перспективы в целом? Министр экономики Владимир Шимов считает, что не все плохо. Возьмем ту же инфляцию. Повышение уровня цен на молоко и мясо до российских, начавшийся демонтаж системы перекрестного субсидирования, по мнению министра, исчерпывают инфляционный запас, и в дальнейшем удастся уложиться в оговоренные параметры. А снижение тарифов на российские газ и железнодорожные перевозки открывает путь к снижению себестоимости и повышению экспорта. Таковы лишь некоторые штрихи к программе финансового оздоровления предприятий реального сектора, разработанной правительством. В числе мер - разрешение реализовать залежалую продукцию по цене ниже себестоимости.

Есть мнение, что беспроблемных экономических систем, в принципе, не существует. Тем более не может быть все гладко при реформе модели экономики. Допустим. В таком случае появляется вопрос, насколько адекватно правительство парирует возникающие угрозы. Как Президент оценил итоги его деятельности в первом квартале - известно. Удастся ли кабинету обрести должный управленческий динамизм? Это будет ясно уже в ближайшие три месяца, за которые ему поручено устранить отрицательные тенденции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter