Ни копейки без отдачи

Георгий Гриц - о том, как построить отношения с потенциальным инвестором

Какой выбрать путь для модернизации отечественных предприя­тий: привлечь зарубежные инвестиции, использовать собственные средства для модернизации, чтобы потом продать активы подороже, или вообще оставить такое технологичное предприя­тие в республиканской собственности? Вопрос неоднозначный, и решается он в каждом случае по-разному, с учетом многих обстоятельств, в том числе и финансовых. Очевидно одно: без значительных инвестиций провести полную модернизацию белорусской экономики вряд ли получится. Но в какие предприятия вкладывать и как построить свои взаимоотношения с потенциальным инвестором сегодня, чтобы завтра получить гарантированную отдачу? Об этом рассказал первый заместитель директора РУП «Национальное инвестиционное агентство» Георгий Гриц.

— Георгий Васильевич, очевидно, что государство не сможет поддержать финансовыми ресурсами все отрасли и предприятия, поэтому нужно четко обозначить инвестиционные приоритеты экономики. Может ли таким ориентиром служить программа инновационного развития на 2006—2010 годы?

— Актуальность и значимость цели, которая декларируется программой, не вызывает сомнения. Это создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, социально ориентированной экономики. В то же время с тактической точки зрения сложно говорить о ее однозначной эффективности в нынешних условиях глобального кризиса.

На каких предприятиях и отраслях сегодня концентрируются финансовые ресурсы? Еще в докризисный период, а именно тогда была принята эта программа, государство планировало поддержать за счет бюджетных средств более тысячи проектов. Но давайте их проанализируем. В 609 случаях речь идет о модернизации действующих производств на основе внедрения новых и высоких технологий, фактически это обозначает приобретение новых станков и другого оборудования. Еще 386 проектов предполагают создание новых мощностей на действующих предприятиях. И только около 100 проектов — это создание новых предприятий и важнейших производств. Соответственно и средства распределяются в такой же пропорции.

По оценке Государственного комитета по науке и технологиям, значительную долю в структуре белорусской экономики занимает продукция третьего и четвертого технологических укладов (индустриальные технологии и техника), а доля пятого и шестого укладов (микроэлектроника, оптоволоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии, космическая техника, тонкая химия) не превышает 10 %. В то же время сегодня уже очевидно, что мировая экономика выйдет из нынешнего кризиса другой, и эти изменения затронут не только мировую денежно-кредитную систему, но и реальный сектор. По аналогии с нефтяным кризисом 70-х годов прошлого столетия в лидеры выйдут те страны, которые первыми переведут свою промышленность на новые технологические переделы, в основе которых будут лежать не только традиционные принципы энергоэффективности и ресурсосбережения, но и производство принципиально новой продукции и услуг. Если проанализировать антикризисные программы таких стран, как США, Китай, а также ЕС, то этот тезис станет очевидным.

И если сегодня мы потратим большую часть своих средств на спасение «старой» экономики, то стратегически проиграем. С другой стороны, гнаться за лидерами, осваивать прорывные направления, такие, как нанотехнологии, без учета имеющегося в республике потенциала тоже не слишком правильно. Именно поэтому нам нужна не только новая амбициозная программа перехода к современной высокотехнологичной посткризисной экономике, но и пошаговый план по достижению этой цели, основанный на реальных инвестиционных ресурсах, с ясным механизмом контроля. С этой точки зрения нынешняя программа инновационного развития явно требует корректировки.

— Можно ли рассчитывать, что процесс приватизации белорусских предприятий заметно усилит инновационную составляющую промышленности?

— В данном случае речь идет о прямых иностранных инвестициях. В первом полугодии 2009 года их объем вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а доля в общей структуре достигла 3,4 %. Однако этот показатель недотягивает до уровня других стран СНГ: Армении (5,1 % в 2008 году), Кыргызстана (10,2 %), Казахстана (22,8 %), Молдовы (27,2 %), Азербайджана (40,3 %), Таджикистана (68,7 %). Рассчитывать, что этот показатель по итогам года увеличится в разы, вряд ли приходится.

В то же время на эффективность проводимой политики привлечения иностранного капитала влияет не столько их суммарный объем, сколько их качество, о котором можно судить по числу проектов, реализуемых в стратегически важных для республики направлениях. Сегодня иностранный капитал распределяется по отраслям и сферам национальной экономики неравномерно. В нефтегазовом комплексе, а также в сфере строительства и торговли его инвестиционная активность значительно выше, чем в большинстве предприятий реального сектора экономики.

Необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались не только интересы иностранных компаний, но и национальные. Например, опыт зарубежного антимонопольного регулирования показывает, что необходимо препятствовать скупке отечественных предприятий с последующим их банкротством и приватизацией каналов сбыта в пользу зарубежных фирм-конкурентов. Формируя политику привлечения иностранного капитала, следует избегать чрезмерного расширения налоговых, таможенных и иных преференций иностранным инвесторам. В конечном итоге это ухудшит позиции местных товаропроизводителей и усилит монополизм иностранных компаний в отраслях, где еще не сформировался конкурентоспособный сектор отечественного предпринимательства. Все это может привести к сокращению поступления налогов и валютной выручки.

— Много ли в белорусской практике примеров, когда удачно проведенная реструктуризация предприятия способствовала приходу инвесторов?

— Такие примеры есть, хотя, возможно, изначально они не воспринимались как реструктуризация с целью дальнейшей продажи. Так, на Мозырском НПЗ в свое время, в том числе за бюджетные деньги, была увеличена глубина переработки нефти. И если до того предложения по приобретению данного предприятия колебались в пределах $ 1—2 млрд., то сегодня (при том, что часть уставного капитала уже принадлежит двум российским инвесторам) рыночная стоимость Мозырского НПЗ составляет не менее $ 5 млрд. Еще один яркий пример — модернизация белорусских предприятий молочной отрасли с привлечением бюджетных средств. Сегодня уже выстроилась очередь из иностранных покупателей, причем не только российских. Но у белорусского собственника возникает логичный вопрос: зачем продавать курицу, которая несет золотые яйца? Один из последних примеров — покупка Сбербанком России акций БПС-Банка. Именно продуманная стратегия Нацбанка по повышению привлекательности белорусской банковской системы сделала реальной эту сделку.

— И все же как направить инвестиции в то самое русло, которое выведет белорусскую экономику на новый уровень конкурентоспособности?

— Еще раз подчеркну, что очень важно определиться с приоритетами, обозначить точки роста: на какие предприятия привлечь инвесторов, а какие оставить в сфере влияния государства, включив их в программу инновационного развития. Во втором случае следует обратиться к мировому опыту. Как правило, в условиях глобализации и жесткой конкуренции ни одна компания не в состоянии только за счет собственных конструкторов, технологов и инженеров спроектировать и, главное, построить современное производство. За рубежом этим занимаются специализированные инжиниринговые компании — у нас в стране организаций такого уровня, к сожалению, просто нет. Но это не значит, что в этом направлении ничего не делается. В частности, белорусскую АЭС предполагается строить именно по этому алгоритму.

К нам в агентство также обращались такого рода компании с просьбой оказать содействие в их продвижении на белорусский рынок. Например, недавно при содействии белорусского посольства в Брюсселе был организован визит в Минск вице-президента канадской компании SNC-Lavalin, которая входит в число пяти ведущих мировых инжиниринговых фирм и ведет работы почти в 100 странах. Международный опыт этой компании по руководству крупными инвестиционными проектами, а также возможность привлечения льготных (под 2—3 % годовых) «связанных» зарубежных кредитных ресурсов могут представлять интерес для сотрудничества Беларуси с этой транснациональной корпорацией.

В заключение я хотел бы отметить еще один очень важный момент. В условиях Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана привлекательность не только белорусских предприятий, но и всей территории нашей страны, особенно с точки зрения ее геополитического месторасположения, возрастет многократно. И этот факт, несомненно, поставит на повестку дня необходимость если не формирования новой, то, по крайней мере, серьезной актуализации целого ряда государственных программ, отвечающих за промышленную и инновационную политику.

На снимке: Мозырский НПЗ.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter