Независимость как осознанная необходимость

Настоящая независимость – это, помимо прочего, понимание своих экономических...

Настоящая независимость – это, помимо прочего, понимание своих экономических интересов и способность идти на жертвы ради их соблюдения. Думается, накануне Дня Республики, в ходе скоротечной «газовой войны» (какой уже по счету?) и споров о Таможенном союзе, Беларусь как никогда показала свою приверженность экономической независимости и праву суверенного принятия решений в этой сфере.

Некоторые «аналитики» упрекают нашу страну в «вечном балансировании между Россией и Западом». Но как можно упрекать страну в том, что ей выпали такое место на карте и такая историческая судьба? Формат белорусского участия в Таможенном союзе, возможно, прояснится на днях в ходе переговоров в Астане, но уже теперь ясно, что наше государство стремится не к обмену интеграционными жестами с уклоном в пользу большого соседа, а к реальному созданию единого экономического пространства. С равными условиями хозяйствования. Не поступаясь при этом своим экономическим суверенитетом, не сдавая задешево свои активы.

При этом стратегия нашей страны лишена однобокой ориентации. Например, таможенные органы Беларуси и Евросоюза разработают совместный план действий, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе ГТК. Такая договоренность достигнута по итогам встреч председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александра Шпилевского с представителями Европейской комиссии в Брюсселе в рамках работы сессий Совета Всемирной таможенной организации. Такой совместный план предполагает кроме обмена предварительной информацией сближение таможенного законодательства Беларуси и ЕС, а также адаптацию таможенной инфраструктуры Беларуси к таможенной инфраструктуре ЕС.

Во время встреч с представителями Еврокомиссии обсуждались также возможности оказания международной технической помощи ЕС таможенной службе Беларуси.

А тем временем ввоз легковых автомобилей физическими лицами на территорию Таможенного союза пока будет регулироваться национальными законодательствами трех стран, передает БЕЛТА. Об этом заявил 29 июня журналистам заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк.

Дело в том, что таможенный кодекс Таможенного союза не устанавливает ставки пошлин на легковые автомобили для физических лиц, сказал он. Это регулируется отдельным межправительственным соглашением, согласование которого еще не завершено. В соответствии с таможенным кодексом, если на момент вступления его в силу какие-то нормы не урегулированы, то они регулируются национальными законодательствами. Таким образом, как пояснил Сергей Борисюк, с 1 июля действует национальное законодательство Беларуси, определяющее порядок перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами через границу. В российском законодательстве, как известно, установлены повышенные ставки пошлин на ввоз гражданами автомобилей. Поэтому тем, кто повезет в Россию автомобиль, снятый с регистрационного учета в Беларуси, потребуется уплатить российским таможенным органам сумму, эквивалентную таможенной пошлине.

-----------------------------------

По последним данным Минэкономики, в январе—апреле этого года Беларусь торговала со 163 странами мира. Наши товары поставлялись на рынки 131 государства, импортировалась продукция, изготовленная в 141 стране. Основными торговыми партнерами республики в этот период стали Россия, на которую приходится 48,6 % всего объема товарооборота, Украина — 6,7 %, Нидерланды – 6,1 %, Германия – 4,5 %, Китай – 3,7 %, Польша – 3,5 %. В десятке ведущих торговых партнеров также Италия, Великобритания, Бразилия и Латвия.

Экспорт уже не так, как прежде, ориентирован на восточного соседа: из общего объема на долю России приходилось 39,1 %, на прочие страны Содружества – 13 %, страны ЕС – 31,3 %, остальные страны – 16,6 %. Белорусские экспортеры уже более весомо присутствуют на рынках дальнего зарубежья. Импортная зависимость от России более существенна: оттуда ввозится 56 % общего объема импорта. Из других стран СНГ – 6 %, стран ЕС – 20,5 %, остальных стран – 17,5 %.

-----------------------------------

Цены на нефть в мире с началом текущей недели упали, после того как опасения, что тропический шторм вызовет перебои в добыче нефти в Мексиканском заливе, ослабли, а доллар укрепился против евро.

Нефть подешевела в Нью-Йорке до 75,6 доллара, а в Лондоне – до 75 долларов за баррель. Между тем приближение шторма заставило некоторых производителей приостановить операции на своих объектах. В частности, Мексика закрыла два своих основных нефтеналивных терминала. Экспертов это не очень беспокоит: на рынке переизбыток предложения нефти. Дополнительное давление на котировки нефти накануне оказало укрепление доллара против евро. На международных биржах курс доллара заметно повысился по отношению к европейской валюте, до 1,22 доллара за евро. Это ослабило интерес к покупкам золота, которое на мировых биржах подешевело с 1250 до 1238 долларов за унцию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter