Незамеченная война

Моя двоюродная племянница погибла под колесами автомобиля, когда ей было всего 7 лет.
Моя двоюродная племянница погибла под колесами автомобиля, когда ей было всего 7 лет.

И, хотя родство не очень близкое, да и прошло уже много лет, что-то болезненное в глубине души не позволяет забыть о несчастном ребенке. Очевидно, подобное могут сказать многие. В стране ежегодно гибнет в дорожно-транспортных происшествиях более 1.700 человек. Но общество в целом, похоже, притерпелось к этим потерям и, несмотря даже на сокращение населения, не воспринимает эту цифру как реальность.

По законодательству ответственность за безопасность движения в первую очередь несут государственные дорожно-эксплуатационные предприятия. Так что не случайно на днях коллегия Комитета по автодорогам рассмотрела под этим углом зрения ситуацию, сложившуюся в стране. То, что в нынешнем году число ДТП и пострадавших несколько меньше, чем за аналогичный период прошлого, не меняет ситуацию принципиально. Количество жертв позволяет говорить об определенном социальном явлении, должное значение которому не придают местные органы власти и общественность, - считает глава комитета Александр Минин.

Особенно неблагоприятна ситуация на дорогах местного значения. Там по сравнению с 10 месяцами прошлого года и происшествий больше, и погибших с ранеными. Ситуация обострилась с приходом осени и зимы, когда рано темнеет и резко ухудшается видимость. Не проходит дня, чтобы статистика не зафиксировала 3 - 5 происшествий, жертвами которых чаще всего становятся пешеходы и велосипедисты - их только за год погибло более 500.

Почему же они оказались на проезжей части? Дело в том, что автобусное сообщение между населенными пунктами резко сокращено, и сельским жителям приходится добираться на работу, в магазин либо к родственникам пешком или на велосипеде. Автомобилистов отчасти можно понять: местные бюджеты и так задолжали за автобусные перевозки, которые традиционно убыточны. Однако не слишком ли высока плата за такую экономию? Подсчитано, что для пешехода и велосипедиста риск попасть в аварию в 3 и 6 раз выше, чем для других участников движения.

Похоже, однако, что все они, вместе взятые, не осознают, чем рискуют. Как еще расценить то, что почти половина пешеходов, попавших под колеса, были нетрезвыми? Механизаторы и шоферы, выезжая на местные трассы, также частенько грешат этим. В порядке вещей переходить дорогу в неположенном месте, идти по ходу движения транспорта, когда не видишь догоняющий тебя автомобиль, и т.п.

Да и сами дороги далеки от эталона безопасности. Насчитывается 566 участков, где на каждый километр приходится более 3 ДТП в год. И, хотя ни одно из них не произошло по прямой причине неудовлетворительного состояния дороги, сопутствующих достаточно. Тут и нечеткая разметка, и недостаток знаков либо невысокое их качество - только за месяц обнаружилось 428 таких случаев. И вновь нельзя не отметить такое явление, как массовые хищения и порча знаков и указателей. До вандалов, увы, не доходит, что в результате если не они, то другие люди могут стать жертвами происшествия, но и управы найти на них не удается.

Считается, что на 30 - 50 процентов риск снижается, если вдоль трассы имеются пешеходные дорожки. Даже если предположить, что они нужны лишь на наиболее опасных участках между населенными пунктами, то и тогда необходимо устройство 346 километров таких дорожек. Однако будет ли эффект? Дорожки чаще всего не освещены и зимой не расчищаются, поэтому в самое опасное время суток и пору года сельчане пользуются ими редко. Так стоит ли тратить 17 млн. рублей на каждый километр дорожки, не предусмотрев меры для их реального использования?

Многие из необходимых для улучшения ситуации мер предусмотрены отраслевой программой повышения безопасности движения на 2000 - 2005 годы. Ею, в частности, предполагается сокращать число погибших на дорогах общего пользования на 25 - 32 процента в год. Однако ясно, что эта проблема касается далеко не одних дорожников, но и местные органы власти, ГАИ, автотранспортников, учебные заведения, наконец. Увы, единства действий пока не наблюдается, во всяком случае, специалисты других ведомств на упомянутой коллегии Комитета по автодорогам замечены не были.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter