За последние 30 лет содержание гумуса в почвах снизилось на 25%

Невидимые помощники

За последние 30 лет содержание гумуса в почвах снизилось на 25%
По оценкам экспертов, за последние 30 лет содержание гумуса в почвах снизилось на 25%. Плюс добавился дефицит азотного и фосфорного питания. Все это факторы, сдерживающие реализацию потенциала растений. И внесение удобрений ситуацию не меняет. Я бы даже сказала, усугубляет. Так есть ли реальная возможность восстановить плодородие и азотно–фосфорный баланс почв? Этот вопрос я адресовала заведующей лабораторией взаимоотношений микроорганизмов почвы и высших растений ГНУ «Институт микробиологии НАН Беларуси» доктору биологических наук Зинаиде Алещенковой.

— Есть, и это разработка альтернативных технологий, основанных на применении азотфиксирующих и фосфатмобилизующих микроорганизмов. Эти микроорганизмы, составляющие основу биологических препаратов и удобрений, повышают продуктивность растений за счет фиксации атмосферного азота, растворяют труднодоступные почвенные фосфаты, подавляют развитие фитопатогенов, ускоряют биосинтез ростовых веществ и т.д.

— Микробные удобрения — открытие XXI века?

— Нет. Первым микробным препаратом был «Нитрагин», созданный в Германии в 1895 году. Это была чистая культура клубеньковых бактерий, выращенных на желатиновой среде. Сегодня микробиологические препараты востребованы во всем мире. Семимильными шагами в этом направлении идем и мы. Надо сказать, что во времена СССР Беларусь уже была центром биотехнологической промышленности. Несвижский биохимический завод для всего Союза выпускал «Ризоторфин» — микробное удобрение для бобовых растений на торфяной основе. За эту разработку наши ученые получили Государственную премию. Правда, все штаммы тогда были российские. С развалом СССР выпуск препаратов прекратился. Сейчас в ГНУ «Институт микробиологии НАН Беларуси» в Биотехнологическом центре освоен выпуск микробных удобрений для бобовых культур уже на отечественных штаммах.


— Какие все же преимущества у микробных препаратов?

— Надо сказать, что их немало. Главное, они улучшают минеральное питание и защищают растения. Аргумент в их пользу — полная безопасность для человека и окружающей среды. Внесение биоудобрений обеспечивает прибавку урожая различных сельскохозяйственных культур в среднем на 40 — 60% и улучшает его качество. К примеру, содержание нитратов в картофеле, свекле, моркови не превышает уровень, который был в овощах, выращенных без удобрений. В картофеле на 41 — 45% увеличивается содержание витамина С и на 25 — 30% крахмала. Уровень сахара в свекле возрастает на 10,6%, каротиноидов в моркови — на 26 — 43%, белка в зерне — на 6 — 13%.

По технико–экономическим показателям (стимуляция роста и развития растений, повышение плодородия почвы, урожая и качества выращиваемой продукции, уменьшение доз вносимых азотных и фосфорных удобрений) микробные препараты, разработанные в нашем институте, не уступают зарубежным аналогам, а по цене более приемлемые.

— Как работают такие «живые» удобрения?

— При их внесении не только увеличивается количество гумуса, но еще происходит активизация почвенной микрофлоры. Микробные удобрения стимулируют рост и развитие полезных почвенных аборигенных (местных) микроорганизмов, биомасса которых увеличивается в 1,5 — 3 раза. В 2 — 4 раза интенсивнее становится и почвенное дыхание. Особенно хорошо это видно на тех участках, где активно используются минеральные удобрения, токсично угнетающие и закисляющие почву, из–за чего в ней и развиваются фитопатогенные агенты.

Полезные микроорганизмы составляют 60 — 90% почвенной биоты. Особенно много их в зоне корней растений. Бактерии образуют с растением единую растительно–микробную систему (ассоциацию), только уже с новыми свойствами, дополняющими все то хорошее, что есть в каждом из них.

— Биопрепараты защищают растения от болезней?

— Благодаря своим антимикробным свойствам они, конечно же, подавляют действие фитопатогенных агентов и развитие таких заболеваний, как кила капусты, парша картофеля, фузариозные инфекции, корневая гниль, сосудистое увядание и др. Но куда важнее то, что микроорганизмы укрепляют иммунитет растений, помогая им самим справляться с вредителями и болезнями. А еще микроорганизмы устойчивы к различным загрязнениям среды. Они могут даже восстанавливать почвы после разлитых на них нефти, масла, бензина и т.д.


— При достижении высоких урожаев, как правило, ставка делается на азотные удобрения. И вносится их очень и очень много...

— Да, азот — главный элемент питания растений. Микроорганизмы и сине–зеленые водоросли — единственные организмы на планете, которые могут фиксировать азот атмосферы и превращать его в растворимый в воде аммоний, уже в доступной для растений форме. Дело в том, что у молекулярного азота тройная связь, которую никто не может разорвать, а микроорганизмы — могут. При обработке штаммами клубеньковых азотфиксирующих бактерий растения способны накапливать в почве азот. К примеру, горох — 75 — 100 кг/га в год, бобовые травы — 300 — 600 кг/га в год.

— А как быть с фосфором? Его валовой запас в почве очень велик: намного больше, чем надо растениям. Но, увы, в силу низкой растворимости этот макроэлемент так и остается невостребованным. А мы же из года в год продолжаем вносить фосфорные удобрения. Но ведь в 100 г «Суперфосфата» всего лишь 20 г действующего вещества по фосфору. Да и тот не весь растворимый. Поэтому и ложится мертвым грузом.

— Проблема фосфора — одна из самых острых в земледелии Беларуси. Объясняется это двумя причинами: дефицитностью геологических запасов этого элемента, а также быстрым и прочным связыванием его в почве при внесении с удобрениями. Культурные почвы могут содержать 10, 20 и даже 30 т этого элемента на гектар пахотного слоя. Но усвояемость сельскохозяйственными растениями фосфора из действительно удобрений не превышает 25% (а может быть, и гораздо меньше). Поэтому большая его часть фиксируется почвой, превращаясь в труднодоступные для растений фосфаты. Это и разнообразные минеральные соединения, в основе которых лежат ортофосфаты кальция, железа, алюминия. Первые преобладают в нейтральных почвах, а другие — в кислых.

Фосфатмобилизующие бактерии, входящие в биопрепараты, способны растворять труднодоступные почвенные фосфаты, улучшая фосфорное питание растений. Как азот, так и фосфор они превращают из нерастворимой формы в легкоусвояемую, доступную для растений, позволяя при этом на треть снизить дозы вносимых минеральных удобрений.

— Какие препараты вы бы посоветовали частникам, делающим ставку на овощные культуры?

— Все азотфиксирующие препараты хороши на овощных грядках, но особо я бы отметила «ПолиФунКур» (он же «БиоРост»). Он эффективно повышает продуктивность очень многих культур, в том числе и таких популярных, как картофель, томаты, огурцы, перец, баклажаны, кукуруза, сахарная свекла. И везде очень хорошие результаты. «ПолиФунКур» обеспечивает 32–процентную прибавку урожая картофеля. На 18% слаще становится сахарная свекла и на 22% возрастает фактический выход сахара. Вдвое по сравнению с применением минеральных удобрений снижается и содержание нитратов. Действенными оказались и опыты, проведенные по обработке семян различных культур при их подготовке к севу: эффективен даже разведенный в тысячу раз препарат. Сейчас над раскрытием всех секретов применения «ПолиФунКура» работают специалисты Гомельского государственного университета.


— С каждым годом все популярнее становятся такие ягодные культуры, как голубика высокорослая, клюква крупноплодная, брусника, из декоративных — азалия, рододендрон, вереск, эрика... Чем мы можем поддержать эти растения, любящие кислые почвы?

— Для них совместно с Центральным ботаническим садом НАН Беларуси разработан специальный препарат — «МакЛоР». И само растение лучше растет, и корневая система развивается намного мощнее. Если говорить языком цифр, то в 4 раза увеличивается площадь листовой поверхности, а это уже активный фотосинтез. Почти в 20 (!) раз больше и масса корней — все только на пользу питанию и росту.

Эндомикоризные грибы, входящие в состав препарата, формируют мицелий, выходящий из корня в почву на несколько сантиметров. Именно благодаря этому резко увеличивается площадь питания корневой системы, что особенно важно для голубики, у которой нет тонких всасывающих корневых волосков.

Раствором «МакЛоРа» можно как обрабатывать сами посадки, так и обмакивать корни растений при их высадке или пересадке на новое место.

— Есть ли препарат, который порадовал бы цветоводов и тех, кто активно занимается декоративными культурами?

— «Агромик» — комплексный препарат на основе азотофиксирующих, фосфатмобилизующих бактерий и микоризных грибов. С 2014 года он проходит испытания в Центральном ботаническом саду НАН, и уже есть первые результаты. Рост и цветение — как по заказу! Двух поливов вполне достаточно, чтобы растения стали заметно лучше и здоровее. Подходит препарат и для предпосевной обработки семян. Эффективно для полива цветов и декоративных растений и биоудобрение «ПолиФунКур» («БиоРост»).

— А что можно порекомендовать тем, кто делает ставку на хвойные культуры — ели, туи, сосны, можжевельники?

— Для них идеальным решением будет микробный препарат «Бактопин». Его мы разрабатывали специально с ГНУ «Институт леса НАН Беларуси». Он помогает хвойным культурам почти в 2 раза быстрее прижиться и освоиться на новом месте. Прекрасно он работает и на декоративных кустарниках. Хорош и «Гордебак». Несмотря на то что разрабатывался он исключительно для пивоваренного ячменя, сейчас мы его активно используем для стимуляции роста и развития лесных древесных и хвойных культур. ГНУ «Институт леса НАН Беларуси» высоко оценил этот микробный препарат. Его применение эквивалентно внесению 20% минерального азота и фосфора на гектар.

— Многие дачники уповают на биопрепарат «Байкал»: так ли он всесилен?

— Московская фирма попыталась воспроизвести аналог японского микробного препарата, в составе которого 80 различных культур микроорганизмов с разными свойствами. Но, увы, ей это не удалось. И это подтвердила экспертиза, проведенная во Всероссийском институте сельскохозяйственной микробиологии. Анализ показал, что в российском «Байкале» содержалось всего 7 (!) различных штаммов микроорганизмов, причем в большинстве своем молочнокислые бактерии и дрожжи. Поэтому «Байкал» эффективен лишь при разложении и утилизации растительных остатков, компостировании отходов.

— Зинаида Михайловна, что в перспективе? Какие наработки вот–вот появятся?

— Комплексный микробный препарат «Полибакт» для восстановления почв и повышения урожайности сельскохозяйственных культур, работающий по принципу «6 в 1». Он обеспечивает восстановление агробиоценозов, ускоряет разложение растительных остатков в почве, подавляет развитие патогенной микрофлоры, обогащает почву биологическим азотом и фосфором, увеличивает урожайность на 20%. Осенью «Полибакт» используется для обработки пожнивных остатков с последующей их заделкой в почву, а весной — для опрыскивания вегетирующих растений.

Факт

2 кг «ПолиФунКура» («БиоРоста») заменяют 40 кг навоза! И при этом никаких семян сорных трав.

Советская Белоруссия № 111 (24741). Суббота, 13 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter