Невесты в большом дефиците

Когда Сергей М. из Гродно думает о Китае, ему сразу вспоминается «один ребенок в семье», и кажется, что это «сурово». А вот Елена Т. из Минска знает, что «есть и другие варианты для некоторых случаев»...

Когда Сергей М. из Гродно думает о Китае, ему сразу вспоминается «один ребенок в семье», и кажется, что это «сурово». А вот Елена Т. из Минска знает, что «есть и другие варианты для некоторых случаев».


Еще одна распространенная ассоциация, которую я условно внесла в тему «население», — многочисленность. «Когда я думаю про Китай, — пишет Андрей Т. из Гомеля, — я думаю, как может в одной стране жить столько людей? Поэтому мои ассоциации всегда связаны с большим количеством людей». Павел Л. из Парижа «при упоминании названия страны» начинает думать, «что они все братья и сестры, одна большая семья». Коллективизм, семейственность и ощущение себя частью рода, начавшегося несколько столетий назад и который не закончится никогда, — это действительно очень по–китайски. Но бескрайний этот род переживает непростые времена: и хотя китайцев меньше пока не стало, время, когда их численность пойдет на убыль, не за горами — ученые ожидают, что это случится сразу после 2030 г. А за пять лет до этого Китай перестанет быть самой населенной страной мира — ею станет Индия. Почему?


Более миллиарда человек живут на территории, 70% которой занимают горы — значительная часть страны не слишком пригодна для жизни. Вы об этом знали? В Китае живет 19% мирового населения, но земли, на которой можно сеять, не более 7% от мировой. Чуть более 30 лет назад китайское руководство решило, что в таких условиях логично уменьшить количество едоков — так родилась политика ограничения рождаемости.


Прошлогодняя перепись населения показала: 1 ноября 2010 г. в Китае (материковом, без Гонконга, Макао и Тайваня) жили 1.339.724.852 человека. За десять лет, прошедших с предыдущей переписи, людей стало «всего» на 73,9 млн. больше, и это считается большим успехом ограничительной политики. Комитет по планированию семьи заявил, что в стране предотвращено (слово–то какое!) рождение 400 млн. детей. А это, продолжают чиновники, означает, что у родившихся больше шансов на сытую и счастливую жизнь.


Правда, рожденным вчера и сегодня мальчикам будет трудно найти жен — из–за абортов по половому признаку. Узнала семья (чаще всего небогатая и негородская) о том, что будет девочка, — и к врачу: а вдруг повезет и следующим будет мальчик? Потому что Китай при всей его поражающей впервые приехавшего современности остается страной значительных патриархальных традиций. А они говорят: главная твоя ответственность перед предками — продолжение рода. А род продолжают мальчики, девочки уходят в чужие семейные кланы. Поэтому — даешь мальчиков! А что их уже на 30 (а то и на 40) млн. больше, чем девочек, — вопрос следующий. Соотношение новорожденных мальчиков и девочек в Китае 118:100 (естественным считается соотношение 103 — 107:100). Невесты в таком дефиците, что мафиозные группировки, занимающиеся похищением и продажей женщин, процветают. Нередки случаи, когда одну женщину похищают и продают несколько раз, — главное, чтобы она в каждой семье рожала. Невест уже завозят из соседних Вьетнама, Лаоса и Мьянмы — для многих из них небогатые китайские города кажутся центрами цивилизации, а истосковавшиеся по женской ласке китайские мужчины — прекрасными принцами. Кстати, с моей личной точки зрения (которая не нравится российским коллегам), китайская проблема гендерного дисбаланса может быть решением той же проблемы в соседней России. Там (как, кстати, и в Беларуси) дисбаланс в другую сторону: женщинам трудно найти мужей. А тут китайцы — работящие, непьющие... Лично мне кажется, это выход для российского Дальнего Востока — даже с учетом культурных и прочих различий.


Политику ограничения рождаемости отменять в обозримом будущем не собираются, но риторику явно смягчают. Например, не так давно разрешили заводить второго ребенка — если муж и жена сами единственные дети в семье. Вот знаменитый спортсмен Лю Сян (бег на 110 м с барьерами, олимпийский чемпион и мировой рекордсмен) заявил, что его главное требование к жене — чтобы была единственным ребенком в семье, как он сам. Потому что тогда, не нарушая государственной политики, они смогут иметь двоих детей. Хотя многие знаменитости поступают проще — платят штрафы за «недозволенных» младенцев (сумма штрафа варьируется в зависимости от региона: чем выше ВВП на душу населения, тем больше штраф). Правда, государство считает, что это плохой пример, и принимает меры к тем, кто проштрафился, но готов за это платить. Известны случаи, когда уличенным в непозволенном чадолюбии певцам не выдавали лицензий на концертную деятельность.


Между тем самым надежным механизмом ограничения рождаемости оказывается рост благосостояния: чем лучше живут китайцы, тем меньше они рожают. У жителей Индии в этом смысле пока еще все впереди.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter