В "Доме картин" в Минске открылась уникальная выставка Зои Литвиновой

Неуловимая вибрация таланта

Зоя Литвинова.
Фото  Евгения Коктыша.
В «Доме картин» открылась выставка известной белорусской художницы Зои Литвиновой. Там же прошла презентация книги «Зоя», посвященной ее творчеству. Как автор книги позволю себе несколько слов о выдающемся художнике, нашем современнике.

Одна

Зоя Литвинова — художник одинокий. И в этом ее сила. Вроде бы что–то роится вокруг нее, происходят какие–то важные события, с шумом и треском меняются декорации. Падают памятники, на прежних постаментах возникают новые, переписываются книги, а она остается как бы безучастной к происходящему. Если с кем и разговаривает серьезно, то это со своими работами.

Сюжеты

Каждый день она идет в мастерскую к мольберту, к краскам и работает. Так поступают только очень большие художники, знающие, для чего они рождены. С таким упорством изо дня в день, из года в год писал свои яблоки, одну и ту же гору великий Поль Сезанн.

У Литвиновой, как и у Поля Сезанна (она призналась, что долго болела им), основных пластических сюжетов немного. Если подсчитать, то хватит пальцев одной руки: две фигуры, пейзаж, портрет, натюрморт, человек с птицей или человек–птица, он же ангел.

Фанатизм

Большинство, даже подавляющее большинство художников, которых я знаю, сложило бы кисти и не прикасалось к холстам, если бы их работы перестали выставлять, покупать... Если бы зрители отвернулись. Литвинова, я убежден, хотя явных доказательств у меня нет, продолжала бы писать и рисовать. И не умозрительно, не в своем воображении, а абсолютно реально. Если бы забрали краски и кисти, карандаши и бумагу, даже куски картона, то она рисовала бы на стене, на песке...

Про музыку

Литвиновой удается делать звук видимым и осязаемым, преодолевая возможности живописи. Чаще всего в ее работах звучат духовые инструменты.

В «Тайной вечере» ощущение, что невидимый хор вдруг смолк, но воздух продолжает вибрировать, эхо еще живет, но вот–вот и оно растворится, и наступит такая тишина, что будут слышны только удары сердца.

Золото

Золото стало неотъемлемым элементом живописи Зои Литвиновой. Она первая начала вводить его в ткань картины. Нет, и до нее художники им пользовались. Нимбы святых, лучи, золотые кресты, буквы из золота делали иконописцы. Но они золотом изображали все то, что на самом деле было или считалось золотым. Литвинова пошла другим путем. На ее полотнах золото сверкает, мерцает, переливается, напоминая живые блики на поверхности воды.

«Тайная вечеря».

Снукер и коррида

Конечно, имен и фамилий художников Зоя Литвинова знает много. Неудивительно, это часть ее профессии. Но так же она знает имена боксеров, теннисистов и игроков в снукер. Для меня это ее увлечение было не совсем понятно, и правила снукера я не знал. Литвинова же объясняет их уверенно, даже с удовольствием. Смотрит в большой экран телевизора и восхищается тем, как один цветной шар, столкнувшись с другим, закатывается в лузу.

Кое–что я понял, когда увидел фотографии Пабло Пикассо, сидящего на трибуне, восторженно следящего за корридой. Думаю, что имена многих тореадоров, пикадоров и матадоров Пикассо знал, а корриду любил.

На выставках

Для художника посещение выставок — часть работы. Все ведут себя по–разному. Кто–то спешит обниматься, громко кричит, охает, восхищается, кокетничает, кривляется. Кто–то держится надменно, здоровается сухо, торопливо уходит, стараясь затеряться. За некоторыми ходят поклонники, ученики, журналисты. Самое интересное на выставках — глаза художников.

Литвинова старается не привлекать к себе внимание. Она видит сразу много, почти все. Иногда подходит прочесть фамилию автора. Я долго не мог понять ее взгляд. Вернее, не мог найти верное сравнение. Литвинова приходит на выставки и смотрит чужие работы, как хороший врач рассматривает пациентов. Диагнозы, поставленные по первому впечатлению, почти всегда безошибочные.

Однажды, на следующий день после шумного вернисажа во Дворце искусства, она сказала: «На выставке все голые. Ничего не спрячешь, как ни старайся».

«Фольклорный мотив».

Две картины

У каждого художника есть любимые работы, как есть и самые лучшие. Но и лучшие не всегда становятся хрестоматийными. Литвинова еще в начале своего творческого пути написала два холста с похожими названиями: «Моя Беларусь» и «Мой Минск». Выставила, и эти картины сразу стали хрестоматийны. Уже несколько десятилетий они продолжают печататься в альбомах, посвященных белорусскому искусству, продолжая меня удивлять.

А вот автор лишь улыбается, быстро перелистывая глянцевые страницы. И тут же признается, что уже подготовила холсты и хочет попробовать что–то совершенно новое, для себя необычное. Глаза блестят так ярко, что ее словам веришь.

Модно

Литвинова, у меня такое впечатление, абсолютно не стремится быть современным и модным художником. Материалы ее обычны и старомодны: холст, масло, бумага, карандаш... Сюжеты обычны, тем не менее работы выделяются из модных и актуальных экспозиций. Она модная своей немодностью, классика, которая всегда актуальна.

Не пропустите уникальный вернисаж в галерее «Дом картин» на проспекте Победителей, 89, где представлено около 40 работ художницы, большая часть которых написана в последние годы. Выставка продлится до 30 ноября.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 214 (24844). Четверг, 5 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter