Нет у эволюции начала, нет у эволюции конца

Прощай, блондинка.
Прощай, блондинка...

Недавно международные информагентства растиражировали заявление немецких ученых, что скоро (точнее, через 200 лет) на Земле не останется ни одной натуральной блондинки. Вымрут, дескать, белокурые красавицы, будто мамонты. Мне как представителю вымирающей популяции стало обидно: неужели праправнучкам моим останутся лишь унылые оттенки и никто не скажет "эти волосы взял я у ржи"? Неужто палитра жизни обеднеет? Интересно, как же тогда должен выглядеть человек будущего? А может, в процессе эволюции мы потеряли значительно больше, чем обрели? Примерно в таком настроении я отправилась в Институт искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси.

Ябы не стала заявлять столь категорично, - поспешила развеять сомнения антрополог доктор биологических наук Инесса Саливон, - останется вашим праправнучкам, чем мужчин покорять, - не вымрут блондинки! Смотрите: рыжих на земле всего 1 процент. А ведь нет-нет да и "выскочит" в роду "огненный" ребенок! Бесспорно, темные гены - доминантные, но если у отца и у матери есть подавленные рецессивные "светлые" гены, однажды при определенных условиях они могут проявиться у их ребенка...

Инесса Ивановна Саливон много лет занимается изучением наших соплеменников. Причем не только современников - с куда большим восторгом она рассказывает о далеких и, с точки зрения сегодняшних эстетов, не слишком привлекательных пращурах

: - Зная закономерности развития человека, в какой-то мере мы можем прогнозировать и будущее.

Примерный образ далекого предка антрополог может дать в мельчайших деталях на основании анализа скелетных останков, рукописей, картин данного периода. Впрочем, дело это совсем не простое. Восстановление облика по скелетным останкам идет послойно: сначала мышцы восстанавливают, потом все остальные ткани. Основал метод пластической реконструкции еще в 20-х годах прошлого века знаменитый и непревзойденный советский антрополог М.Герасимов. В музее Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН находятся несколько восстановленных образов прародителей белорусов. На сегодняшний взгляд - простоваты были предки, интеллектом явно не отягощены. Но антропологи подобный цинизм пресекают: "Для жизни в то время им не надо было столько информации".

- Далекий наш предок приспосабливался в основном за счет биологических особенностей организма - мощно развитого скелета, мускулатуры, крепкого телосложения. Выглядели предки примерно как современные тяжелоатлеты. Мужчина эпохи бронзы, например, был ростом около 170 сантиметров.

Что же касается такого параметра, как вес, то масса тела (а есть основания утверждать, что она была немалая) исключительно мышечная, ни о каких лишних килограммах и речи не шло. Кстати, такой недуг, как лишний вес, был неведом жителям наших краев еще в начале XX века. Во-первых, большинство было задействовано на тяжелых полевых работах, во-вторых, все соблюдали посты. В них, и это признают современные диетологи, все весьма рационально придумано: когда нет тяжелой физической работы, организм разгружают постной пищей, а летом, когда много сил тратится, разрешено и скоромным побаловаться.

- Территория Беларуси отличается недостатком многих жизненно важных элементов в почвах и водах, - констатирует Инесса Ивановна, - от этого и многие особенности развития белорусов. Бедна по геохимическому составу территория Полесья, там мало йода. Еще до Чернобыля многие полешуки страдали узловыми образованиями щитовидной железы. Теперь же по всей стране все чаще стали появляться контрастные варианты: ребятишки с большим избыточным весом и тонко сложенные, хрупкие, с тонким скелетом.

- Сейчас же модно быть такими! - вступаюсь за юных красавиц. Тем более, что мне, типичной среднестатистической белоруске, как идентифицировали мою персону антропологи, с ростом в 164 сантиметра, все они кажутся недосягаемо высокими и прекрасными.

- Да, сейчас таких немало: тонкие, худенькие, сплюснутая грудная клетка, длинные руки и ноги. Такой тип называется астеноидным. Во многом это связано с постчернобыльскими изменениями, гиперфункция щитовидной железы вызывает ускоренное развитие. Знаете, как картошка в погребе по весне - стремительно тянется вверх, не успевая как следует развиться. Что же касается роста, то факт, что дети наши "подросли" по сравнению с родителями и тем более с дальними предками, можно связать и с социальной ситуацией. В годы войны рост населения всегда замедляется: еды не хватает. Ваше поколение - нынешних 30-летних - уже значительно более высокорослое, чем послевоенное. Кроме того, улучшились пропорции: вы просто более красивые, чем были мы в свое время!

Антропологи обещают, что внешне белорусы вряд ли сильно изменятся в обозримом будущем. Впрочем, тот избыток информации, которым мы себя сознательно перегружаем, не останется без последствий: у человека постепенно расширяется височная часть черепа. Генетики считают, что это микроэволюционный направленный процесс - голова будет увеличиваться и дальше. Впрочем, не ждите "головастого" потомства - это процесс на столетия, а может, и тысячелетия. Потомки наши и дальше будут приближаться к астеноидному типу - машин все больше, движения все меньше. Главная двигающая сила прогресса - человеческая лень - однажды превратит нас в субтильных и громадных кузнечиков, разучившихся самостоятельно передвигаться. Впрочем, это шутка - в такое далекое будущее ни один антрополог заглядывать не рискует.

А вот то, что потомки наши части зубов лишатся, - факт. Становится короче лицевой скелет, сокращается зубная система: уже сейчас люди со всеми зубами мудрости встречаются крайне редко, частенько даже закладки зубов мудрости у поколения next не наблюдается. Но до полной беззубости, по мнению доктора наук Саливон, дело все же не дойдет.

Самое опасное, что может случиться с той или иной национальностью, - нет, даже не война (здесь как раз защитные механизмы природы начинают работать в авральном режиме), а длительная изоляция. Будь то национальная, сословная или религиозная.

- В генетике есть такое понятие "гетерозис": когда сходные виды, к примеру, растений, соединяют, то у них начинается ускоренный рост, лучшая плодовитость. Потому-то метисы более живучие. У детей, чьи родители разных национальностей, нередко здоровье, способности лучше. Они чутки к условиям среды: в хороших - развиваются лучше ровесников, в плохих - отстают в развитии. Хотя если сходятся пары из очень отдаленных регионов, скажем, австралийский абориген и чукча, то потомство у них вряд ли будет крепким. А вот близкие соседи, к примеру, белорусы и поляки или украинцы, почти наверняка дадут крепкое и весьма смышленое потомство.

Впрочем, смешение кровей - штука необходимая. Вспомните, сколько болезней было у аристократов по причине сословной герметичности: от гемофилии в русской царской семье до полного вырождения в династии Габсбургов.

- Представители царских семей, как правило, старались заводить детей на стороне, не от родовитой супруги. Фаворитизм и в русской истории, и в истории мировой аристократии - явление, обусловленное природой. И даже необходимое. Разумное желание сохранить свою кровь, обновить ее, улучшить.

Факт доказанный: от подобных браков, когда происходило смешение кровей различных сословий, дети получались очень способные. Многие из них, сохранив тайну рождения, были приближены ко двору и даже к престолу. Подобных примеров можно привести немало.

- Есть мнение, что и самородок земли архангельской - Ломоносов - не без примеси голубых кровей, то есть либо он сам, либо кто-то из родителей был внебрачным аристократическим ребенком. Ибо с точки зрения генетики подобный ум и способности невозможны у людей темных и недалеких. То есть, конечно, и у крестьянства есть множество людей умных и способных, и многие из них немалых высот в жизни достигли, но подобная чрезвычайная мудрость и одаренность должна быть обусловлена на генетическом уровне. Откуда мог взяться такой генотип? Из ничего ведь ничего и не берется. Впрочем, утверждать что-то в этом вопросе невозможно - слишком давно это было, но гипотеза такая в научных кругах курсирует.

На первый взгляд звучит парадоксально: свою, и немалую, корректировку в наш физический тип внесла мода! Особенно ярко выражены были подобные изменения в аристократической среде. Мода для аристократов - словно боевой устав для солдата. Стать субтильным, бледным и падать в обмороки ежечасно - эталон красоты и сословных "достоинств", к которому стремилась всякая аристократка. И первый атрибут, необходимый на тернистом пути борьбы с природой, для средневековых красавиц - корсет.

- Самое жутчайшее орудие пыток. Если бы не это модное приспособление, жизнь многих наших предков была бы куда длинней и плодотворней! - уверена Инесса Саливон. - Такая красота оборачивалась искусственным недоразвитием грудной клетки, легких. "Болезнь русской интеллигенции" - чахотка - развилась благодаря моде. Туберкулезная палочка есть ведь в каждом организме, но здоровый он в состоянии ей сопротивляться, а когда функция легких недостаточна, для развития болезни - идеальные условия: малый объем легких - малая вентиляция. А когда заболевание принимает массовый характер, появляются новые штаммы, отличающиеся особой агрессивностью.

Современная мода к своим адептам тоже не слишком-то гуманна. Чем чреваты высокие каблуки и длинные узкие носы в обуви, подробно рассказывать, наверное, не надо: деформируется стопа, растут и воспаляются косточки. Помимо этого, постепенно развиваются заболевания суставов. Но, в конце концов, взрослые люди сами вправе решать, какими болезнями им болеть под старость. А вот юным особам, особенно совсем юным, до полового созревания, высокий каблук противопоказан

: - Меняется центр тяжести, крестец уходит вперед, таз формируется неправильно. Наши наблюдения за подростками свидетельствуют, что особенно быстро этот процесс развивается у девочек астеноидного типа. В результате у женщины меняется структура скелета, деформируется таз, в будущем это может аукнуться серьезными проблемами. Потому я бы рекомендовала модельерам не только собственной фантазией руководствоваться, но и призывать на помощь, хоть изредка, здравый смысл!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter