Неслучайный пассажир

Андрей Паращенко знает в гандболе все наперечет

Что главное в гандболе? Быстро бежать? Точно бросать? Моментально соображать? Ничего подобного. Главное в гандболе — найти тех, кто может быстро бежать, точно бросать и моментально соображать!


Спортивные менеджеры у нас на вес золота. А в гандболе представители этой профессии долгое время и вовсе считались звеном бесполезным. Однако в последние годы ситуация меняется, и появление в рядах созданного нынешним летом минского «Динамо» должности генерального менеджера — не стремление следовать европейской моде, а мера вполне осознанная. Да и человек это кресло занял не случайный. Последний капитан минского СКА его золотой эпохи — Андрей ПАРАЩЕНКО.


— Над предложением «Динамо» долго не думал, — улыбается Паращенко. — Я в последнее время не принимал активного участия в гандбольной жизни страны, но все время общался с ребятами, которые играют как в национальном чемпионате, так и за границей. Так что был в теме.


— Но вот так взять и впрячься в совершенно новое для наших мест дело... В конце концов, вы ведь и до этого отнюдь не бездельничали.


— Со временем сложно. Но удовольствие доставляет лишь та работа, которая нравится. А я всегда хотел вернуться в гандбол, и деньги меня интересовали в последнюю очередь. Куда важнее сам процесс: создание клуба, поиск игроков, соответствующих тем задачам, которые стоят перед командой.


— А не настораживает, что приходится
 быть первопроходцем?


— Да, менеджеров в белорусских клубах нет, но ведь сама структура «Динамо» уникальна для нашего чемпионата. И я надеюсь, что тот подход, который сегодня применяется в клубе, со временем станет нормальным явлением для всего нашего гандбола. А начинать всегда непросто: ведь на спортивные результаты влияет не только мастерство игрока, но и его характер, взаимоотношения с другими ребятами...


— Ищете, как я понимаю, в основном за границей?


— Мечта любого руководителя — создать конкурентоспособную команду без легионеров. Но это сделать тяжело и, что интересно, не всегда нужно. «Чеховские медведи», например. Собрали под одной крышей лучших игроков России, но чемпионат при этом оказался обескровленным. Имя чемпиона известно еще до начала сезона, а команда просто отвыкает играть на пределе.


— Но так или иначе, а желающих перейти в сильную команду будет много...


— У нас большие задачи, и нашей первостепенной целью является возвращение тех игроков, которые сейчас выступают в заграничных клубах.


— Можно предложить им высокую зарплату, но уровень чемпионата страны вряд ли позволит вернувшимся ребятам прогрессировать...


— Через 2 — 3 года ситуация изменится. Уже сегодня ощутим заметный прогресс. В этом плане показателен пример хорватского «Загреба». Клуб когда–то гремел, но оказался в упадке и возрождается вновь при поддержке государства: трансфер одного из лучших игроков мира — Ивано Балича — был оплачен правительством Хорватии. За Баличем потянулись другие, причем соглашаясь выступать за меньшие деньги, чем они имели за границей.


— Не опасаетесь, что из «Динамо» может получиться второй «БГК имени Мешкова»? У тех планы были один в один, как ваши...


— Не получится. Хотя бы потому, что уже есть БГК, с которым можно всерьез сражаться, и это полезно обоим клубам. Есть минский СКА, который в последнее время стал гораздо сыграннее и сильнее, есть «Машека»... Чемпионат становится интереснее.


— А болельщика на трибунах все равно днем с огнем не сыщешь...


— Народ избалованный нынче. Я даже представить не могу, что должно произойти, чтобы, как когда–то, во Дворец спорта очередь до нынешней станции метро «Немига» выстроилась. Есть и хоккей, и футбол, и телевизор с десятками программ, и компьютер... Одним только спортом людей на трибуны не заманишь, и это тоже серьезный кусок работы. У нас уже сформировалась своя команда болельщиков. Небольшая, но они ходят на каждый матч. К тому же не нужно заблуждаться насчет того, что в Европе на каждой игре аншлаг. Там некоторые клубы включают в себя футбольную, гандбольную и, скажем, баскетбольную команды. «Барселона», например. Когда я выступал в Испании, в этом клубе состояло около 120 тысяч постоянных болельщиков, которые получали абонемент, позволявший им посещать поединки всех команд. И даже при этом, чтобы заполнить трибуны, нужен был какой–то действительно интересный и непредсказуемый матч...


— Возможна ли у нас ситуация, когда за билеты на гандбол можно будет брать деньги?


— Уверен, на матче «Динамо» с «БГК имени Мешкова», который мы планируем провести во Дворце спорта, болельщиков будет предостаточно. А на сборную и раньше ходили. Дайте нам год–два, и трибуны не будут пустовать даже на играх национального чемпионата.


— Неужели за 2 года в Беларуси можно создать чемпионат, сравнимый по уровню с немецким?


— Нет. И за 3 они не станут вровень, и за 5... Но если сравнивать не с Германией, а, например, со Словенией, то разница уже не столь существенна. Сейчас очень важно провести в Беларуси какой–нибудь крупный гандбольный турнир, который стал бы толчком для развития нашего вида спорта. В Словении таким трамплином стал чемпионат Европы. Это возможно: у нас есть хорошие залы в Бресте и Могилеве, хочется верить, что скоро такой комплекс появится и в Минске. Но главное, что энтузиазма хватит. А пример женской сборной по баскетболу говорит о том, что иногда такой энтузиазм может творить настоящие чудеса...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter