Почему белорусы разучились радоваться обычным вещам?

Несчастным быть не запретишь

Еду ночью в такси. Путешествие вынужденное, на душе горько — только что умерла родственница. Всегда веселая и неунывающая, озорная и умеющая поддержать других. Увы, сама справиться с болезнью не смогла, бессильны были и врачи. Но сражалась за жизнь до последнего. Сама себя и всех нас убеждала: все будет хорошо. А первая группа инвалидности на два года — это просто замечательно. Не нужно будет лишний раз на МРЭК ходить. На лекарства скидка. Общественный транспорт — бесплатно. Моя дорогая Лилия всегда находила повод для оптимизма. Даже в такой тяжелой ситуации. Думаю, она хорошо знала, чем все закончится, но просто не хотела делать больно другим. Пока я размышляю, водителю такси явно неймется. Он, обрадовавшись возможности поговорить, мчит меня по ночному городу и жалуется на все подряд.  Дороги плохие, машина старая, жена ворчливая, зарплата маленькая и здоровье никуда не годное…

Я молчу и думаю о своем. Но у таксиста «пленку», кажется, заело. Не увидев моей заинтересованности, он продолжает: в мире все плохо, продукты дорогие, начальство строгое... Окинув взглядом ухоженное лицо, добротную одежду и золотой перстень на пальце таксиста, не выдерживаю: а стоит ли так жаловаться на жизнь? Есть нечего? Война за окном? Кто-то из близких или сам смертельно болен? Да нет, просто «крокодил не ловится, не растет кокос…».

Так почему же некоторые из нас разучились радоваться обычным вещам? Миру, душевному спокойствию, стабильности в семье и стране? Сами себе создаем проблемы, а потом кричим: «Караул». Питаемся хот-догами да пепси-колой и бегаем по врачам. Боимся физического труда и возмущаемся дороговизной тренажерных залов. Имеем по 2—3 машины на семью и плачемся на пробки. А просто порадоваться солнечной погоде, первому снегу, детской улыбке, звонку близкого человека со словами «У меня все хорошо» слабо?

И все же если посмотреть вокруг — счастливых людей очень много. Тех, кто терял и находил, кто каждый свой прожитый день считает большим достижением и кто с сочувствием смотрит на обделенных эмоциями. Сегодня в стране живет около 20 тысяч инвалидов-колясочников. Эти люди умеют ценить жизнь. Пример — Алексей Талай из Орши. В 16 лет в результате несчастного случая парнишка лишился рук и ног. Сегодня он — многодетный папа, известный в городе бизнесмен и меценат. Шефствует над детским домом, помогает семьям, где растут детишки с ограниченными физическими возможностями, мечтает реализовать крупные социальные проекты в помощь инвалидам. Кто осмелится сказать, что он несчастлив? Поговорите с Алексеем — ни единой жалобы на здоровье или какие-либо мелочные проблемы, которыми мы традиционно делимся друг с другом, считая их самыми важными и достойными сочувствия, не услышите.

А недавно я познакомилась с Анной Тихомировой. Ей 27 лет. После аварии вот уже четыре года передвигается на инвалидной коляске. Парадоксально, но Аня утверждает, что после трагедии жизнь для нее только началась. Дискотеки, клубы, поздние посиделки с подружками. Девушка уверена: еще пару лет, и она, возможно, погибла бы как личность. Это, уточняет, намного страшнее, чем инвалидность физическая. Да, в их компании пиво было обязательным атрибутом. Даже как-то под влиянием подружек попробовала спайсы. Первое знакомство с этой гадостью было отвратительным. Но ведь на второй-третий раз это могло бы и понравиться… Одна из подружек, кстати, уже отбывает тюремный срок за распространение психотропа. Авария все перевернула, и в первую очередь — отношение к жизни. Анна убеждена: жизнь не терпит предательства. И удержать ее можно только одним путем: оценив по достоинству.

Реанимация, кома, длительное лечение и реабилитация. За стены больницы Аня выехала на коляске, но с новой душой. Сейчас она заочно получает высшее образование, очень хочет быть юристом и помогать людям. К величайшему удивлению всех, кто ее знал, стала рукодельницей — вяжет и шьет, как заправский кутюрье. Работает по интернету. А еще рисует. Пейзажи — с натуры и по памяти, портреты — по просьбам знакомых. Здорово, кстати, получается. Вопреки родительской воле девушка сняла квартиру: хочу, мол, быть самостоятельной и ни от кого не зависеть. Мечтает построить собственную квартиру. Обязательно на первом этаже — так будет проще с коляской. А недавно у Ани появился молодой человек. Серьезного парня не испугал недуг девушки — главное, что она сама считает себя сильной, красивой и счастливой. Такая сила воли восхищает и притягивает.

А какими хотим быть мы, действительно здоровые, всемогущие, способные за себя постоять и других защитить? Несчастным быть, конечно, не запретишь. И тот, кто таковым себя считает, обязательно таким и будет. Психологи, кстати, утверждают, что недовольство человека по поводу и без — признак слабости и эгоизма. Желание привлечь к себе внимание, сочувствие, заботу. Уверена, чтобы избавиться от них, достаточно оглянуться вокруг — быть может, кому-то рядом намного хуже?

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter