Нерядовое дело

Для чего в войсках полковые храмы?
Для чего в войсках полковые храмы?

На первый взгляд кажется, что внутренние войска МВД — строгие, энергичные, дисциплинированные — и церковь — вдумчивая, степенная, неторопливая — понятия совершенно несовместимые. Однако впечатление это исчезает, стоит только шагнуть на территорию войсковой части 3214...

За ее неприкосновенно высоким забором высятся золотисто–зеленые купола храма великомученика Пантелеимона — религиозная община солдат и офицеров в/ч 3214 и жителей минского микрорайона Уручье. И несмотря на то что часть — не общедоступное место, со стороны проспекта Независимости всегда открыта калитка для верующих.

Во внутренних войсках МВД таких храмов четыре: в минских в/ч 3214 и 3310, барановичской в/ч 7404 и могилевской в/ч 6713. Насколько совместимы церковь и воинская служба?

— А насколько совместимы обычная — гражданская — жизнь и религия? — вопросом ответил председатель отдела экзархата Белорусской православной церкви по взаимодействию с силовыми структурами протоиерей Сергей Кузьменков. — Ведь, став солдатом, религиозный молодой человек не отречется от своей веры и будет все так же, а то и больше нуждаться в общении с Богом. Для многих военнослужащих священник становится советчиком и другом — к нему они обращаются со своими проблемами и вопросами: как наладить отношения в новом коллективе, перестроиться под новый уклад жизни, простить обидчика или извиниться самому, научиться сдерживать свои негативные эмоции... В полковых храмах солдаты могут помолиться, поставить свечи за здравие или упокой родных и близких, исповедаться, принять причастие. Нередко новобранцы, выросшие в религиозных семья, спрашивают: как можно соблюдать пост, если в армии меню для всех одинаково? В ответ я говорю, что они могут соблюдать пост, воздерживаясь не от еды, а от негативных эмоций. Не обижаться, а прощать, не завидовать, не сквернословить, не осуждать чужие поступки, не гордиться — на мой взгляд, это достойный настоящего воина пост.

— Отец Сергий, а как быть солдатам–католикам или, к примеру, мусульманам? Ведь если православные церкви в частях есть, то костелов и мечетей нет, — задумалась я о равноправии.

— Подобные проблемы и в самом деле возникают. С некоторым стеснением — все же они другую веру исповедают — ребята подходят к православным священникам, просят пригласить в часть ксендза или муллу или попросить командира разрешить им побывать в костеле или мечети, и для нас это — в порядке вещей. Ведь для полкового священника главное — не «перетянуть» солдата в свою веру, а помочь ему обрести душевное равновесие, осознать, насколько важна и священна его нынешняя роль — защищать Родину. Довольно часто ко мне обращаются мамы будущих призывников, просят подсказать, в какой из военных частей есть храм, — чтобы позже в военкомате хлопотать о направлении сына именно туда.

...Именно так в в/ч 3214 оказался стрелок 9–й роты Константин Огиевич — сын воложинского священника. Уже почти пять месяцев он «приписан» к полковому храму — помогает отцу Александру во время богослужений и следит за порядком в обычные дни. В маленькой — по сравнению с городскими — церквушке завораживающе пахнет ладаном и воском, на отделанных деревом стенах — десятки икон, современных и старинных... Об истории создания храма Константин повествует взахлеб, словно был свидетелем всех событий: как в 2000 году проходила первая рождественская литургия, как до августа 2004 приход ютился в армейской палатке, как работают воскресная школа и военно–патриотический клуб...

— По субботам жители микрорайона приходят крестить детей, дважды на моей памяти венчались офицеры со своими женами, — с улыбкой вспоминает Константин Огиевич.

По окончании службы он, как и отец, планирует посвятить себя служению Богу. Не исключено, что как раз в полковом храме...

Чаще всего в приход великомученика Пантелеимона наведываются младшие сержанты Антон Змушко и Владимир Деньгуб. Оба ставят свечи за здравие родных, а Антон еще и за упокой скоропостижно умерших друзей, просят совета у Всевышнего. Родители у них не то чтобы крайне религиозные, но верующие и сыновьям привили уважение к Богу. Со своими возлюбленными ребята твердо решили венчаться — чтобы союз был по–настоящему крепким, — а позже и обязательно крестить детей, передавая им любовь к Отчизне и Всевышнему.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter