ЖСПК "Блонь-2009" сдали с недоделками и потребовали, чтобы жильцы доплатили от 50 до 150 миллионов рублей

Непраздничное новоселье

Таких писем в редакционной почте не одно и не два. Большинство — как под копирку. Начинали люди строиться по одной цене, завершают по абсолютно другой, которую и не знают как потянуть. История читателей «СБ» из агрогородка Блонь Пуховичского района Минской области втройне симптоматичная. Их дом — из тех долгостроев, работы на котором возобновились только после обращения жильцов в Администрацию Президента, и 40–квартирная многоэтажка выросла за 5 месяцев вместо положенных по проекту 8. Итоговый ценник им тоже выставили аховый: для квартир с отделкой и без нее — 8,9 млн. и 7,8 млн. соответственно. Это значит, что каждому члену кооператива нужно внести еще от 50 до 150 миллионов. Мало того. «После торжественной сдачи дома мы увидели свои квартиры и ужаснулись, — пишут люди в редакцию. — Откуда такие цены, если в доме столько недоделок?»

Фото Павла Чуйко.

...Корреспондентов «СБ» у дома № 18 на улице Советской взволнованные члены ЖСПК «Блонь–2009» встречали с документами в руках. С одной стороны, по договору УКС обязался обеспечить контроль качества работ подрядчика, с другой — есть заключение первичного осмотра независимого эксперта, где нарушения перечислены на 8 листах. В подъезде — отчетливый запах канализации, сыро, декоративная штукатурка на стенах уже отваливается целыми островками, уродливо обнажая монтажную сетку. К уровню пола строители подошли настолько «творчески», что путь в помещения, расположенные друг напротив друга, лежит то через спуск, то через подъем. 10–сантиметровый кусок ступеньки отбит... На чердаке свет струится сквозь дыры и щели. В подвале и вовсе озерцо. А скоро будет и настоящее море, замечает Анастасия Коваленко из квартиры № 11:


— Навес над входом короче предусмотренного ровно наполовину!


По стенам уже ползет грибок, потолочные щели шириной в три пальца, а стены сделаны из такого материала, что крошится, как печенье, даже при легком ударе.

Творческий подход к стенам.

Высота потолков в помещениях — отдельная тема. По проекту она должна быть 2,5 метра, но где–то 2,45, где–то — 2,55, где–то — 2,6. Между батареей и подоконником нет и сантиметра. А вот труба отопления упирается в пол. Зато прямо под «ребрами»... яма, и пол легко разбирается руками. Под ногами — сетка из трещин, сколы... В одной квартире вместо нормальной стены над входной дверью приклеен большой кусок пенопласта — так, вероятно, корректировался размер проема...


В трехкомнатной квартире № 36 объектив фотокамеры мгновенно запотевает, словно зашли в парилку. 32–летняя Светлана Машковцева с мужем и двумя малолетними детьми обживает свои метры. Индивидуальный котел давно греет батареи, а плесень так и не удается побороть. Хозяйка достает вещи из шкафа в спальне:


— Только два дня как все перестирала — и вот снова проклятая плесень! Да что одежда — с момента переезда не перестают болеть дети...

...прямо под «ребрами» — яма.

К слову, за это «удовольствие» Машковцевы помимо ежемесячных выплат по кредиту в размере 2,9 млн. должны внести еще 116 млн. до начала зимы. Как это сделать, если общий доход в месяц около 7 миллионов?


— Все резервы исчерпали, когда внесли 52 миллиона, доплачивая разницу между суммой, закрываемой банковским кредитом, и стоимостью жилья, на которую шел кооператив, заключая договор с УКСом, — 7,05 млн. за метр. Но вместо того чтобы снизить цену за брак ее подняли!


За квартирой Анастасии Коваленко, где вопросов к подрядчику не меньше, долг — 80 миллионов.


— Распродать имущество? У нас только старенькие «Жигули», — разводит руками молодая мама. — Муж на трех работах получает до 5 миллионов, почти половину из которых нужно отдавать банку. А я в декретном...


Не один год мечтали о нормальном отдельном жилье 28–летняя Наталья Вергейчик вдвоем с девятилетним сыном. Она готова платить по кредиту 1,5 млн. при заработке не более 4,5 млн. Но где теперь раздобыть еще 54 млн. за «однушку» без отделки, при взгляде на которую у Натальи наворачиваются слезы?


Не радует сегодня членов ЖСПК главная прелесть их индивидуального проекта — отопительный котел в каждой квартире. На 5–м этаже вообще нет воды, ниже жильцы не могут нормально душ принять. А все из–за отсутствия необходимого давления, которое может обеспечить лишь новая отдельная скважина. Решить проблему обещали еще в августе...


Можно, конечно, рассуждать формально: не нравится — выходите из кооператива, найдутся более платежеспособные и сговорчивые. А можно и нужно искать разумный компромисс. Ведь сельчане столько ждали этого новоселья...

Нет воды —  нечего и греть.

Компетентно


Директор УП «УКС–Пуховичи» Владимир Курлович:

— На момент получения ключей 39 из 40 застройщиков — членов кооператива «Блонь–2009» — дали расписку в том, что к качеству выполненных работ претензий не имеют. И все же приходится признать, что не все работы выполнены должным образом, на что подрядчику уже неоднократно указывалось в жесткой форме. Поэтому УКС как застройщик и действующий собственник жилого объекта готов в полном объеме принять все разумные претензии и устранить недостатки за счет подрядчика. Отчасти качество выполнения работ пострадало в связи с тем, что дом строился ускоренными темпами, как того требовало руководство. А предельные сроки мы пытаемся обозначить для того, чтобы жильцы в свою очередь все–таки поторопились с поиском средств для окончательного расчета. Причем на последнем общем собрании представитель банка пообещал докредитовать всех членов ЖСПК на наиболее благоприятных условиях. Готов пойти на уступки и подрядчик, предоставив рассрочку.


Комментарий


Заместитель председателя Пуховичского исполкома Иосиф Кучко:

— В 2009 году я сам был инициатором создания этого кооператива, но предлагал взять типовой проект, чтобы прежде всего сэкономить самый ценный ресурс — время. Однако члены ЖСПК «Блонь–2009» захотели нечто особенное. И вот результат: целых два года они потратили на создание и согласование проекта. Потом строительство останавливалось, поскольку финансирование со стороны кооператива было нулевое. В это время члены ЖСПК всеми силами старались выкроить лишний льготный процент в банке, так как прежние привлекательные условия, увы, были утрачены, пока они возились с индивидуальным проектом. Постепенно рос и индекс цен на строительно–монтажные работы, регулируемый Министерством архитектуры и строительства... Только в январе 2014–го членам кооператива открыли кредитную линию, и на счет подрядчика частями по ходу выполняемых работ поступили 12,3 млрд. Но по условиям кредитования участие банка ограничивалось в пределах 6,1 млн. рублей за квадратный метр. Разницу уже тогда жильцам надо было компенсировать из собственных средств, в целом — на 3,2 млрд. А внесли между тем 1,8... Но беда в другом: за те 5 месяцев, пока строился дом, индекс цен на строительно–монтажные работы вырос на 169%. Ощутимо поднялась цена на стройматериалы и энергоресурсы. Окончательный расчет стоимости квадратного метра жилья выполнен после ввода дома в эксплуатацию 30 июня. Акт приемки в эксплуатацию объекта, положительные заключения органов государственного надзора имеются. А что касается бурения отдельной скважины для дома, то вопрос будет решен в ближайшие дни.


eversman@sb.by


Советская Белоруссия №196 (24577). Вторник, 14 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter