Неправовая мера

В Таможенном союзе не должно быть дискриминации в экономических отношениях

В условиях Таможенного союза неукоснительно должен соблюдаться принцип недопустимости дискриминации в экономических отношениях

Переговоры о поставках российской нефти в Беларусь завершились в Москве на российско-белорусских встречах в конце декабря 2009 года и в начале января 2010 года без продвижения вперед.

Как заявил вице-премьер российского правительства Игорь Сечин, в случае незаключения в ближайшее время соглашения о поставках нефти из России в Беларусь будет введен в 2010 году режим поставок энергоресурсов, который предусматривает выплату Беларусью таможенных платежей за поставляемую из России нефть в полном объеме – в размере 100 %. На наш взгляд, такого рода заявления официальных лиц России, по существу, подрывают правовую основу Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, вступившего в силу с 1 января 2010 года.

После достижения в 2009 году договоренностей по интеграции экономик наших государств (Таможенный союз) Россия намеревается в качестве «новогоднего подарка» объявить Беларуси очередную (после «молочной») «нефтяную» войну…

Но давайте все же от эмоций возвратимся к правовым аспектам российско-белорусской проблемы, связанной с поставкой энергоресурсов.

Межправительственное соглашение, заключенное Россией и Беларусью 12 января 2007 года в области экспорта нефти и нефтепродуктов, определяет размер вывозной таможенной пошлины, во-первых, исходя из ставок, установленных российским законодательством; во-вторых, с учетом применения определенных коэффициентов, установленных на 2007–2009 годы. Как видно из текста данного соглашения, второе условие, как носящее временный характер, сегодня (в 2010 году) не действует. Здесь уже должны применяться общие условия Таможенного союза, вступившего в силу с 1 января 2010 года.

Как записано в конституциях наших государств (ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Конституции Республики Беларусь), Россия и Беларусь признают приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивают соответствие им национального законодательства. Нормы Таможенного союза – это нормы международного права, которым сегодня должна следовать не только Беларусь, но и Россия. В Таможенном союзе (как и в Европейском союзе) неукоснительно должен соблюдаться принцип недопустимости дискриминации в экономических отношениях. Следовательно, сегодня, в условиях Таможенного союза, законных оснований для взимания таможенной пошлины с Беларуси за поставляемую из России нефть не имеется.

Если международным договором установлены иные правила, чем это предусмотрено национальным законодательством, то в соответствии с конституциями Российской Федерации и Республики Беларусь в этом случае должны применяться правила международного договора (примат международного права).

По нашему мнению, взимание таможенной пошлины в современных условиях за поставляемую из России нефть следует рассматривать как дискриминационную меру по отношению к Беларуси со всеми, как говорят юристы, вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Беспошлинная поставка нефти из России в Беларусь – это не субсидирование белорусской экономики, как утверждают некоторые российские эксперты, а есть не что иное, как прямое нарушение базового Международного договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, подписанного в декабре 2009 года главами трех государств (Республика Беларусь, Российская Федерация, Казахстан).

На этом фоне попытка увязать беспошлинные поставки нефти в Беларусь с условием доступа российских компаний к приватизации белорусских нефтяных комплексов выглядит, мягко говоря, неэтичной и некорректной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter