НЭП в культуре

В Гомельском городском центре культуры игнорируют законы шоу-бизнеса.
В Гомельском городском центре культуры игнорируют законы шоу-бизнеса. Действуют "асимметрично". Постоянно ищут себе на голову приключения. А потому и сделали ставку на "другую музыку"... И вопреки всякой логике, вдруг оказалось, что ГЦК - наиболее успешное в коммерческом смысле клубное образование города. Что, собственно, происходит?..

Поясним, что термин "другая музыка" был изобретен центром культуры и за полгода довольно прочно вошел в лексикон гомельчан. Изначально имелись в виду лишь несколько коллективов, исполняющих что-то похожее на бард-рок. Постепенно выяснилось, что "другой музыкой" является все, что не попадает под определение "попса".

Так вот, неожиданно эта музыка, которую все привыкли считать коммерчески несостоятельной, стала давать нормальный экономический эффект. Последний пример - так называемый "Вечер кельтской музыки", затеянный центром в первые дни весны. Каждому ясно, что на концерт с таким названием купят билеты человека четыре - не больше. И пусть теперь какой-нибудь этнограф объяснит, почему зал вдруг набился по самую галерку?! Кто эти люди? Где они прятались раньше? Там еще есть такие?..

Вообще, за короткое время существования ГЦК успел приучить горожан к своему нестандартному поведению. Все привыкли находиться в некотором напряжении - что они там удумали на этот раз?.. В анналы городской истории вошли многие акции центра. Только один пример - уникальный республиканский фестиваль граффити, в ходе которого был доведен до неузнаваемости невзрачный бетонный забор, ограждавший какое-то аварийное здание. Теперь этот забор и сносить грех - все туда фотографироваться ходят, как к городской достопримечательности...

Случай со странной рентабельностью кельтского фольклора мы вспомнили в свете нынешних движений в сторону самоокупаемости доселе социально ориентированных предприятий. Именно зарабатыванию денег был посвящен недавний "круглый стол" с участием руководителей гомельских учреждений культуры. На фоне настойчивых и гордых упоминаний директоров про услуги по ксерокопированию выступление руководителя ГЦК Олега Рыжкова прозвучало несколько нетипично. Первым делом он выступил категорически против такого популярного и непыльного способа получения прибыли, как сдача в аренду помещений во дворцах культуры, и сообщил, что на 94 миллиона рублей, полученных центром в 2001 году из бюджета, приходится 110 миллионов, заработанных самостоятельно. Выполняя положенную дозу "бесплатных" мероприятий, ГЦК успевает зарабатывать на организации торжеств для богатых предприятий, выступлениях своих коллективов, платных кружках, баре. Теперь вот собираются купить игровые автоматы. "Не надо что-то выдумывать, - считает директор центра. - Достаточно просто использовать то, что есть у других".

В то же время несколько пугающе выглядит заявленный Рыжковым принцип: "Коллектив должен окупаться". Оно, конечно, хорошо бы... Например, российские "Колибри" или какой-нибудь "Пикник" на уровне Гомеля точно окупились бы - если выбираться за пределы города, страны и за все остальные пределы. Но пока все упирается в отсутствие у ГЦК лицензии на гастрольно-концертную деятельность.

Сейчас все с нетерпением ждут обещанной отмены лицензирования в культсфере. Считается, что после того как будут развязаны руки, артисты "шумною толпою" вырвутся на волю и поедут самоокупаться. Возможно, это несколько идеалистическое представление о жестокой реальности шоу-бизнеса, но какой из проектов ГЦК не считался изначально красивой утопией?..

...И все же, несмотря даже на успехи ГЦК, культура не выживет без дотаций. Ведь, к примеру, музыкальные школы менее предрасположены к самоокупаемости. Но на дворе новая экономическая политика - приказано учреждениям культуры самим зарабатывать деньги, значит, надо учиться это делать. И в этом уже есть передовики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter