Неокончательный диагноз

Фельдшерско–акушерский пункт в деревне Городецкая Краснопольского района был всегда. Он и теперь есть. Только на двери — замок...

Фельдшерско–акушерский пункт в деревне Городецкая Краснопольского района был всегда. Он и теперь есть. Только на двери — замок. Рядом — объявление: «Уважаемые жители деревни Городецкая и близлежащих деревень, в связи с отсутствием фельдшера на ФАПе просьба обращаться за медицинской помощью в поликлинику, детскую консультацию, скорую помощь». Объявление висит с июля. С тех пор, как уволился фельдшер. Замену ему так и не нашли. Кому охота ехать в глушь, работать в ФАПе, где нет не то что горячей — холодной воды...


Стоило нашей машине притормозить у крыльца, как к ФАПу начали подтягиваться старики.


— Вы наш новый фельдшер? — обрадовалась местная жительница Лидия Максимова. Услышав отрицательный ответ, огорчилась. — Мы уже заждались. Давление измерить некому, укол сделать.


— Сам я в Краснополье в случае надобности подъехать смогу. Благо автобус в поселок несколько раз в неделю ездит. А для Лидии Степановны 13 километров туда и обратно — непосильная нагрузка, — присоединяется к разговору пенсионер Владимир Грудинов. — Она ж передвигается, на клюку опираясь. В деревне больше сотни жителей, в основном — старики. Многие одни живут. Дети далеко. Так что без «своего медика» нам нельзя.


Солидарен с сельчанами и председатель Сидоровского сельсовета Владимир Ветров:


— Фельдшерско–акушерский пункт в Городецкой — единственный на весь сельсовет. И его обязательно надо оставить. Врачебная помощь нужна и старикам, и детям. В Городецкой школа–девятилетка есть, куда из соседних сел детишки на уроки ездят.


Что ФАП в деревне нужен, согласна и главврач Краснопольской районной больницы Галина Морозова. Только где найти фельдшера, она не знает.


— Если с медиками в самом Краснополье особых трудностей нет — в этом году прибыл к нам долгожданный анестезиолог–реаниматолог, приехали хирурги и педиатры, то найти фельдшера — большая проблема, — не скрывает Галина Эдуардовна. — В остальных ФАПах — их в районе 9 — специалисты есть. А в Городецком четвертый месяц место вакантно. Уговариваем пенсионера поработать хотя бы год.


Наверное, специалист в этом ФАПе однажды появится. Другой вопрос — надолго ли?


— Мы делаем все, что в наших силах, чтобы создать фельдшерам нормальные условия для работы, — уверяет Морозова. — В деревнях Яновка и Почепы в ФАПах установили водонагреватели, чтобы не только холодная, но и горячая вода была. В деревне Турья ФАП из неуютной деревенской хаты без удобств переселили в здание бывшего детсада. Теперь и фельдшеру удобно, и пациентам. Тепло, есть горячая и холодная вода, туалет. Так же поступили и с ФАПом в Ленино.


Краснопольский район — не единственный на Могилевщине, где в ФАПах нет элементарных удобств.


— В трех из 13 расположенных на территории района ФАПов отсутствует вода, — признается главврач Хотимской районной больницы Александр Лобов. — В деревнях Канава, Шелодоновка и Юзефовка подвести ее довольно проблематично. Но, к счастью, особых проблем с кадрами у нас нет. В Шелодоновку в этом году молодая фельдшер прибыла. Окончила в Рославле медицинское училище, а работать захотела в родном Хотимском районе.


Елене Зуевой 22 года. В Шелодоновке трудится уже полтора месяца. Из Хотимска добирается на велосипеде — это примерно около 12 километров.


— На велосипеде каждый день и соседние деревни объезжаю, которые в зону обслуживания ФАПа входят. Самая дальняя от Шелодоновки километрах в пяти, мне, молодой, несложно, — уверяет Елена Викторовна.


Однако с наступлением зимы оптимизма у молодого специалиста может поубавиться. Греться придется от печки, самой таскать в стужу воду из колодца. Да и на велосипеде по заснеженным полям соседние деревни не объедешь. Разве что на лыжах?..


Безусловно, жители глубинки должны иметь возможность получать доступную и квалифицированную медицинскую помощь. Но и специалистам, которые их обслуживают, надо создать комфортные условия для работы. Иначе даже оптимистка Зуева, сегодня заочно получающая высшее образование в одном из российских вузов, когда–нибудь захочет уехать из деревни навсегда. Но как потом упрекнуть ее в этом?


Компетентно


Вячеслав Казючиц, заместитель начальника управления здравоохранения Могилевского облисполкома:


— Сегодня на Могилевщине 364 ФАПа. Каждый из них должен обслуживать 700 — 750 человек. Но есть ФАПы, которые обслуживают намного меньше. Некоторые из них не имеют централизованного водоснабжения. Исправить ситуацию порой невозможно. Если вся деревня воду берет из колодца, то, чтобы провести ее на ФАП, надо затратить огромные деньги. Какой смысл, если в деревне осталось человек 100 и завтра от ФАПа, возможно, придется, отказаться? Жители отдаленных, неперспективных деревень перебираются поближе к агрогородкам, где медицинская помощь на должном уровне, где есть сельские врачебные амбулатории с современным оборудованием. Конечно, жители глубинки должны иметь возможность получать качественную и своевременную медицинскую помощь. Для этого в некоторых районах — Могилевском, Шкловском, Костюковичском, — фельдшеров уже пересадили на скутеры. Со временем такой транспорт появится и в других районах. Но кадровая проблема по–прежнему актуальна. Нам не хватает лор–врачей, невропатологов, окулистов. В райцентре вопрос можно на время закрыть — за счет врачей–пенсионеров или совместителей. В отдаленной деревне с этим сложнее. Если из ФАПа уволился фельдшер, его место, скорее всего, будет вакантно целый год, пока следующим летом в район не прибудут молодые кадры.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter