Необычный юбилей. Старая, старая сказка...

Витебскому детскому саду N 17 исполнилось.
Витебскому детскому саду N 17 исполнилось... 80 лет. Представляете? Садик-дедушка. Отыскать бы первых воспитанников и устроить им свидание с детством! Чем не сюжет для передачи "Жди меня"?

Найти "детей", разменявших девятый десяток, нынешнему директору сада Вере Мищенко пока не удалось. Но в "пыли веков" она вместе с коллегами покопалась основательно и к юбилею создала архивный уголок. С него начнется музей. В экспозиции - копии документов, фотографии, книги приказов.

...Первые в Витебске ясли, рассчитанные на 15 малышей, начали работать в 1920 году. Голодно, трудно. В "показательных" яслях не хватало молока, топлива, теплых вещей... В феврале 1922-го открылся Дом матери и ребенка. Туда принимали женщин на поздних сроках беременности и опекали, пока новорожденному не исполнялось два месяца. Помощь, кажется, не такая уж существенная, но количество подкидышей в городе заметно сократилось. Просуществовало это учреждение недолго: вскоре ясли и Дом матери и ребенка преобразовали в "соединенные ясли".

Вначале с детьми работал только медперсонал. 25 грудничков и 25 ребятишек в возрасте до трех лет находились в яслях с 9.00 до 18.00. Их кормили завтраком и обедом, "третье кормление" выдавали на дом. Ясли посещали 11 детей служащих, 8 - чернорабочих, остальные - из рабочих семей.

В 1923 году яслям присвоили имя Конкордии Самойловой. До сих пор у прохожих лучше спрашивать не сад N 17, а "самойловские ясли". Честно признаться, я всегда думала, что Самойлова - это выдающийся педагог. Или женщина, отдавшая много лет именно этому саду. Или и то, и другое. Оказалось - профессиональная революционерка. Ссылки, тюрьмы, партийная кличка "Наташа", конференции, политработа, агитпоходы... Конкордия Самойлова умерла в Астрахани от холеры. В Витебске она, пожалуй, и не бывала. А вот поди ж ты...

В 1925 году встал вопрос о том, что обычного ухода детям недостаточно, и в яслях была введена должность "педагогички". Такого слова вы не найдете даже в учебниках по дошкольному воспитанию. "Педагогичка" занималась воспитанием и обучением детей, следила за их физическим состоянием, кормила, разъясняла малышам правила гигиены. День, как следует из старых детсадовских документов, начинался так: "Детей осматривает медсестра, они переодеваются в одежду яслей и помещаются в игровые комнаты... В старшем отделении делают ванны тем, кто не моется дома..."

Ясли пользовались огромной популярностью и вскоре уже не могли вместить детей всех желающих. Пришлось создавать специальную комиссию и проводить "чистку", выявляя тех, кто мог бы и дома посидеть. Так, Сема и Мося Девины, у которых в "хороших, светлых комнатах" обнаружились "двое стариков, которые могут смотреть за детьми", из яслей были отчислены. А за Талей Сухоруковой ("мать одна, работает поденно, квартиры совершенно нет") место сохранили.

За скупыми строчками документов - людские жизни, наша история. Сейчас детский сад-ясли N 17 посещают 142 ребенка. Он по-прежнему размещается все в том же здании - доме помещика Назимова, конфискованном когда-то для нужд отдела охраны матери и ребенка губздрава. Дом - памятник архитектуры XIX века, чудом уцелел во время войны, когда было разрушено почти 90 процентов витебских зданий. "Как бывают намоленные храмы, так и наше здание наполнено особой энергией", - считает Вера Мищенко. Десятилетиями слышали эти стены звонкие детские голоса, впитывали их радости и печали. Здесь уже считают не только династии педагогов, но и династии воспитанников. Кто только не ходил сюда в "коротких штанишках"! Например, известный российский тележурналист Александр Хабаров. "У него были удивительные "говорящие" глаза, - вспоминают воспитатели. - Этот мальчик взглядом мог сказать больше, чем словами".

В 17-й садик входишь, как в старую сказку. Крутые узкие лестницы с коваными перилами, арочные окна, коридоры, полукруглый, а не прямоугольный, как везде, зал для утренников... Но время здесь не остановилось: педагоги первыми подхватывают многие новации. Так, уже четыре года с детьми занимаются по методике Марии Монтессори. Но это уже совсем другая история.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter