Необходимы взаимодополняющие цели и задачи.

После вступления в ВТО агропромышленный комплекс должен стать конкурентоспособным.

После вступления в ВТО агропромышленный комплекс должен стать конкурентоспособным.

Светлана МАКСИМОВА, депутат Государственной Думы:

– Процессы, происходящие в глобальной экономике, могут дестабилизировать товарообмен между странами на рынке сырья и продовольствия, что обусловливает поиск оптимальных решений продовольственной проблемы в большинстве стран мира. Значимость продовольствия в мире увеличилась настолько, что продовольственная безопасность стала в один ряд с национальной и военной безопасностью.

Более глубокая экономическая интеграция России и Беларуси в аграрной сфере является объективной необходимостью. Она вызвана потребностью сохранения стабильного и устойчивого продовольственного рынка и наличием взаимодополняющей сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности, а также исторической и географической общностью.

Активнее формировать общий продовольственный рынок Беларусь и Россию подталкивают не только внутренние, но и внешние факторы. В частности, вступление России во Всемирную торговую организацию, которое повлияет на продовольственный товарообмен с Беларусью.

Из-за того, что Россия согласно нормам и правилам ВТО должна будет ограничивать размер государственных субсидий сельскому хозяйству, оно примет на себя тяжелый удар. Так, в связи с присоединением России к договору по ВТО, в 2012 году размер господдержки АПК в России ограничится 9 млрд долларов, а к 2018 году сократится до 4,4 млрд долларов. При этом у США и Евросоюза это десятки миллиардов долларов. В Евросоюзе на поддержку сельского хозяйства идет порядка 33% от совокупного бюджета, в соседней Беларуси – 23% от государственного бюджета, а в России на поддержку сельского хозяйства затрачивается только 1,2% государственного бюджета.

В связи с этим существует большой риск возрастания проблем, существующих в аграрной отрасли. Рентабельность ведения сельскохозяйственного производства сократится, а вместе с ней сократится и инвестиционная привлекательность сельского хозяйства. Российским сельхозпроизводителям будет сложно конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, которые ведут деятельность на основе современных технологий и достигли гораздо более высокой производительности труда.

В настоящее время достаточно часто в магазине мы встречаем картофель, морковь, яблоки и т.д., не говоря уже о мясе импортного производства. И сложно представить, чтобы в странах Евросоюза продавался картофель российского производства. Они свой рынок защищают – в первую очередь за счет того, что в Евросоюзе на 1 евро произведенной продукции 50 центов дотирует государство.

С учетом разницы в величине государственной поддержки сельского хозяйства практически все отечественные сельскохозяйственные товары окажутся неконкурентоспособными. На грань исчезновения будет поставлено тепличное хозяйство, ожидается значительное сокращение производства мяса птицы, говядины и свинины, а также молока и молочных продуктов.

Может реализоваться сценарий, при котором на начальном этапе членства страны в ВТО импортное продовольствие будет поступать по сниженным ценам. Но не стоит думать, что потребители выиграют за счет низких цен. Цены на импортные продукты будут удерживаться на уровне, при котором внутреннее производство станет убыточным, и возрастут, когда объемы внутреннего производства снизятся.

Большинством стран – членов ВТО в качестве скрытого метода экономического регулирования используются государственные закупки. Такую политику объясняют необходимостью выполнения требований продовольственной безопасности. Имеющие значительный эффект административные методы государственного регулирования внешнеэкономических отношений – такие, как квотирование импорта и лицензирование экспорта и импорта продовольственных товаров – во многих случаях противоречат правилам ВТО.

Переговоры о вступлении России в ВТО велись долгие годы. При этом разработки федеральных и региональных программ адаптации функционирования российского АПК к предстоящей работе в рамках организации не были начаты.

Перспективной задачей является создание в России более благоприятного климата для иностранных инвестиций в АПК за счет приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО. Чтобы присоединение к ВТО не вызвало системных проблем в АПК, необходима последовательная реализация политики государства, направленной на повышение конкурентоспособности аграрного сектора России во внешней торговле, и поступательная (неспешная) либерализация импорта продовольственных товаров.

Как представитель фермерского движения России отмечу, что главным фактором при позиционировании продовольственных товаров, произведенных в фермерских хозяйствах в странах – членах ВТО, является экологическая чистота. На современном этапе экологически чистые (органические) продукты питания широко востребованы на мировом рынке. Фермерам Союзного государства также целесообразно сфокусироваться на производстве экологически чистых продуктов питания и сделать это направление одним из ключевых в своей деятельности.

Заметим, в агропромышленной сфере стран – участниц Союзного государства уже достигнуты положительные результаты экономической интеграции. В целях проведения согласованной аграрной политики Беларуси и России уже создана определенная правовая база. В рамках Союзного государства действует более 120 межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров по вопросам экономического сотрудничества.

Однако, несмотря на это, остается ряд экономических, организационных и технологических проблем, из-за чего потенциал взаимодействия двух стран в аграрном секторе, в сфере поставок продовольствия и повышения его конкурентоспособности использован далеко не полностью. Ряд проблем был снят в связи с созданием Таможенного союза. Общая аграрная политика Союзного государства должна согласовываться с шагами по превращению Таможенного союза в Единое экономическое пространство. Это позволит увеличить количество аспектов взаимовыгодного сотрудничества в рамках Концепции единой аграрной политики Союзного государства.

Также имеются различия в системе государственной поддержки агропромышленного производства, в политике ценообразования и налогообложения сельхозтоваропроизводителей. Существуют барьеры в торговле продовольствием и сельскохозяйственным сырьем с обеих сторон. Это говорит о том, что формирование единой аграрной политики требует дальнейшей поэтапной синхронизации важнейших ее направлений.

Ключевые  проблемы  могут быть решены путем проведения согласованной аграрной политики в рамках Союзного государства. Поэтому необходимо двигаться в сторону создания единого продовольственного рынка. В частности, унифицировать нормативную базу и стандарты, согласовывать квоты и ограничения в торговле сельхозпродукцией в отношении друг друга.

Показателен пример согласованной позиции аграрных министерств Российской Федерации и Республики Беларусь по регулированию цен на основные виды молочной продукции. Предпринятые совместные меры не допустили снижения цен, в первую очередь на сухое обезжиренное молоко в период сезонного наращивания надоев, что позволило сельхозпроизводителям обеспечивать эффективное производство.

Низкий уровень промышленной переработки сельскохозяйственного сырья и недостаточно высокая загруженность мощностей перерабатывающих предприятий обусловливают сырьевую ориентацию аграрных отраслей России и Беларуси. Поэтому назрела необходимость структурных реформ, позволяющих сельхозпроизводителям участвовать в реализации механизмов, снижающих их зависимость от цен на сельскохозяйственное сырье. Развитие межотраслевых связей, перерабатывающих отраслей и оптимизация размещения сельхозпроизводителей и переработчиков могут стать важным резервом обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства.

Для успешного развития интеграции продовольственных рынков необходимо обеспечение требований и процедур контроля качества продукции, а также технических требований при ее производстве и реализации. Крайне необходимой в практическом отношении является выработка единых требований к проверке качества производимой продукции, соблюдению ветеринарного и санитарного контроля в Союзном государстве, а также к самим нормативам определения качества продовольственных товаров. Чтобы избежать расхождения правоприменительных процедур, целесообразно скоординировать действия национальных санитарных и ветеринарных служб и государственных органов управления.

Реализации основных направлений аграрной политики России и Беларуси будет способствовать приоритет Союзного государства во взаимной торговле России и Беларуси. Важно исходить из того, что сельское хозяйство наших государств должно иметь взаимодополняющие цели и задачи. Это значит, что продукция, которая в какой-то мере является дефицитной в одной из стран Союза, должна в первую очередь обеспечиваться за счет поставок другой страны.

Таким образом, согласованная политика и использование преимуществ экономической интеграции в агропромышленных комплексах России и Беларуси позволят найти подходы к решению проблем, которые эффективнее решать вместе. Углубление экономической интеграции будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности Союзного государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter