Необходимы новые подходы

Григорий Василевич: Борьба с коррупцией зачастую выполняется формально

Когда не годятся старые лекала

Генеральный прокурор Беларуси Григорий Василевич на состоявшемся под его председательством седьмом заседании республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью критически оценил методы работы правоохранительных органов страны по предупреждению корыстных преступлений.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о выполнении в 2009 году положений Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007—2010 годы, эффективности реализуемых мер организационного, правового и экономического характера в противодействии коррупционным проявлениям и путях совершенствования этой работы, Генеральный прокурор дал критическую оценку работе правоохранительных и контролирующих органов.

Как отметил руководитель надзорного органа, программа по борьбе с коррупцией выполняется зачастую формально. Новизна в методах противодействия коррупционным проявлениям практически отсутствует. Имея в своем арсенале хороший потенциал в виде устоявшейся системы организации государственного устройства и власти, серьезную законодательную базу, правоохранительные органы, тем не менее, осуществляют свою профессиональную деятельность по лекалам, изготовленным 10—15 лет назад.

И то обстоятельство, что в других государствах мира проблема противодействия коррупции также решается непросто, не может служить оправданием просчетам в работе белорусских правоохранителей. 

Григорий Василевич напомнил участникам совещания, что предупреждение преступлений коррупционной направленности — задача всех правоохранительных и контролирующих органов. К сожалению, отметил председательствующий, в 2009—2010 годах не удалось привлечь к этой работе все структуры, работающие в экономическом блоке, в целях предупреждения преступлений такого рода. Более того, весь минувший год ушел на то, чтобы заставить предметно заниматься своим делом те органы, которым это предписано законом.

Особое внимание докладчик уделил вопросу предупреждения и профилактики преступлений. Центр тяжести совместной работы государственных органов следует сместить на выявление коррупционных преступлений, поставил председательствующий задачу перед участниками совещания.

«Надо повернуть лицом к этой проблеме все органы исполнительной власти, те структуры, которые осуществляют контрольную деятельность. Контроль прежде всего должен быть упреждающим. В противном случае мы по-прежнему будем из года в год рапортовать о росте числа выявленных преступлений и приводить примеры изобличения наиболее одиозных коррупционеров. А поэтому мы должны потребовать от тех, кто распоряжается имуществом, бюджетным кошельком, в целом финансами, соответствующей отдачи в работе. Сейчас же серьезной работы в этом направлении нет», — констатировал Генеральный прокурор.

Законодательство страны должно чутко реагировать на изменения в обществе и не являться препятствием в деле противодействия коррупционной преступности. Актуальным представляется дальнейшее совершенствование законодательства в сфере экономических правоотношений. Ведь экономика в первую очередь обеспечивает безопасность страны.

В этой связи следует переосмыслить подходы к определению понятия существенного вреда применительно к деяниям должностных лиц, нарушившим законодательство при выполнении возложенных на них обязанностей. Изложенные в постановлении пленума Верховного Суда Беларуси от 16 декабря 2004 года правовые предписания уже не отвечают требованиям дня. Ведь существенный вред может причиняться гражданину не только в случае нарушения его прав и свобод, перечисленных в Конституции Республики Беларусь. Любое право, заключил Генеральный прокурор, можно определить как конституционное право и свободу, поскольку здесь присутствуют все признаки конституционных личных, политических, культурных и других прав и свобод.

По мнению Григория Василевича, существенным вредом можно считать не только подрыв имиджа Республики Беларусь как инвестиционно-привлекательного государства, но также срыв и невыполнение государственных программ в той либо другой отрасли народного хозяйства. С этих позиций следует оценивать и нарушения законодательства, которые допускаются должностными лицами при проведении государственных закупок. Например, когда деяния чиновников привели к срыву контракта с победителем торгов. Особенно это недопустимо, когда победителем торгов является иностранный инвестор. Имеются факты, когда в этой сфере разыгрываются целые преступные комбинации.

В будущей пятилетке энергетическая стратегия государства станет основным направлением деятельности всех органов власти. Поэтому правоохранительным органам требуется минимизировать последствия от преступлений в энергетической отрасли и не допускать в нее криминала. Выявленные в недавнем прошлом факты преступлений в энергетической отрасли страны были связаны как раз с системой проведения государственных закупок, в том числе завышением цен на поставляемое оборудование. Сумма общего ущерба составила несколько десятков миллиардов рублей, возмещено же всего лишь 3 миллиарда. Налицо пример неудовлетворительного осуществления финансового контроля со стороны государственных контролеров и недостаточных усилий правоохранительных органов. Поэтому, отметил Генеральный прокурор, необходимо качественно перестроить организацию работы контролирующей и надзорной деятельности. Самое главное, чтобы проверки правильности формирования цены закупки проводились до перевода денежных средств на счета компаний—поставщиков продукции, а не наоборот. Работа должна направляться на упреждение правонарушений, и в этом хотелось бы видеть более активную роль Министерства финансов.

О том, что нарушения прав инвесторов достаточно распространены, свидетельствуют следующие факты. В прошлом году хозяйственными судами страны рассмотрено 9 420 дел с участием таких субъектов хозяйствования. В 2008 году их количество было на 40 % меньше. В минувшем году субъекты хозяйствования, защищая свои права и законные интересы, предъявили в суды 7 150 исков, из них удовлетворены 70 %. Это означает, что права инвесторов, субъектов хозяйствования по-прежнему попираются. Поэтому одним из приоритетных направлений исполнительных, распорядительных, контролирующих и правоохранительных органов должна стать защита законных прав и интересов данной категории субъектов.

Перед прокурорами всех уровней, обратил внимание Григорий Василевич, по-прежнему остро стоит задача принципиальной оценки обоснованности отказов в возбуждении и прекращении уголовных дел. Особенно это касается случаев, когда затрагиваются интересы иностранных инвесторов и поставщиков.

Докладчик еще раз напомнил участникам координационного совещания о вскрытых злоупотреблениях при реставрации и реконструкции здания Национального академического Большого театра оперы и балета. Установлены завышение объемов и стоимости выполненных работ и производственных затрат, факты незаконного списания строительных материалов и др. на сумму 13 млрд. рублей. Злоупотребления выявлены лишь после сдачи объекта в эксплуатацию. Справедливый упрек: а где были контролирующие и правоохранительные органы раньше и почему не предупредили преступление на ранней стадии? Ведь все безобразия происходили на виду, в центре столицы.

Важную роль в реализации антикоррупционной политики должны играть не только государственные органы, но также институты гражданского общества, к которым относятся профсоюзы и политические партии, общественные объединения и средства массовой информации. К примеру, почему бы не потребовать отчета от объединения предпринимателей о проделанной работе в данном направлении?

Следует активнее проводить среди них политику отказа от участия в коррупционных схемах. Возможно, и Министерство юстиции могло бы сказать свое слово: посмотреть, как выполняют общественные объединения свои уставные задачи.

Функция прокуратуры должна наполняться более существенным содержанием. Григорий Василевич нацелил своих коллег по цеху, а также руководителей других правоохранительных органов на свое­временное устранение пробелов и огрехов в законодательстве. Надлежит нормативным способом оперативно инициировать поправки в акты законодательства и ставить надежный заслон проявлениям коррупции и другим правонарушениям. У государственного служащего, а может быть, и у предпринимателя не должно оставаться лазеек для совершения злоупотреблений и иных нарушений.

Отдельно Григорий Василевич затронул вопрос повышения качества рассмотрения материалов контролирующих и надзирающих органов о выявленных нарушениях законодательства. Есть немало примеров, когда прокуроры вынуждены отменять незаконные решения органов уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовных дел, о прекращении их производства. Из-за неполноты проведенных проверок, неумелой работы правоохранителей титанический труд по сбору доказательств противоправной деятельности отдельных субъектов хозяйствования и их горе-руководителей порой заканчивается… ничем.

Обращаясь к прокурорским работникам, Генеральный прокурор дал указание повысить эффективность надзора за работой контролирующих органов, так как именно они призваны своевременно выявлять нарушения законодательства. Однако имеются примеры того, что нарушения выявляются с большим опозданием, иной раз через пять-шесть лет после их совершения. Они свидетельствуют о том, что контролирующие органы не выполняют должным образом свои обязанности.

Задача прокуроров, подытожил свое выступление Григорий Василевич, состоит в необходимости воздействовать на ситуацию с коррупцией через усиление надзора за контролирующими органами. Органам прокуратуры для этого нужно существенным образом самим перестроить свою работу.

Анализируя причины недостатков в организации работы по пресечению и выявлению коррупционных правонарушений, руководитель прокуратуры потребовал в итоговом документе координационного совещания без обиняков указать, кто конкретно из государственных органов недорабатывает в данном направлении.

Владимир РОМАНОВИЧ, заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, старший советник юстиции

-----------------------------------

На снимке: на заседании республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор Беларуси Григорий ВАСИЛЕВИЧ.

Фото: Владимир РОМАНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter