Немного солнца в холодной воде

Девушка нажала на клавиши - и в старинном храме все обрело стройную логику: распятие под сводами, лучистые витражи, свечи и осенние цветы "зазвучали" в унисон мелодиям из глубокого прошлого.
Девушка нажала на клавиши - и в старинном храме все обрело стройную логику: распятие под сводами, лучистые витражи, свечи и осенние цветы "зазвучали" в унисон мелодиям из глубокого прошлого. В костеле святого Роха снова "пел" орган. Непривычные современному уху звуки плескались в воздухе, совсем как стеклянные шарики

в холодной воде, - и тут же легкомысленно-изящные мелодии сменялись протяжными и тяжеловесно густыми.

И мне подумалось: когда-то у людей был гораздо более размеренный образ жизни, и для того, чтобы слушать музыку и созерцать (в том числе и "купание" шариков в воде), располагали значительно большим временем. Правда, женщины тогда на органе не играли. И я уже знала, с чего начну свою беседу с Татьяной Щербой, чей концерт в Малом зале Белгосфилармонии вызвал у минской публики большой энтузиазм, - свободных мест почти не было. Кстати, специально ради этого концерта минчанка Татьяна приехала из Москвы, где сейчас учится в аспирантуре Московской консерватории. Пообщаться нам удалось только на вокзале - назавтра у органистки был запланирован концерт в Московском кафедральном католическом костеле, через день -

в Московской консерватории. А потом Татьяна собиралась

в Петрозаводск - принять участие в мастер-классах органистов.

- Согласитесь, Татьяна, профессию органиста женской никак не назовешь...

- Несомненно. Конечно, здесь нужна физическая сила, хотя и не всегда. Дело в том, что хорошим органистом считается тот, кто умеет играть на исторических инструментах XVIII, XIX, начала ХХ века. Эти органы отличаются довольно тяжелой трактурой (иначе говоря, способом нажатия на клавиши). Большинство же современных органов делают с электрической трактурой, которая не требует никаких усилий. Мне доводилось играть как на современных, так и на старинных инструментах. Иногда приходилось тяжеловато, но все же непосильным трудом для меня это никогда не было. В мире женщин-органисток сейчас вообще довольно много, и связано это с общей женской эмансипацией. Но мужчины, на мой взгляд, все равно играют лучше. Это их, мужской, инструмент. Орган требует определенной осанистости, выдержанности, крепких нервов, с ним нужно уметь справляться. Например, если ты чувствуешь, что тот или иной инструмент слишком велик для тебя, концерт наверняка пройдет неудачно.

- В таком случае, как вас угораздило "связаться" с этим инструментом?

- Я об этом мечтала лет с 12 - с тех пор, как впервые посмотрела "Солярис" Тарковского, где звучала "Хоральная прелюдия" Баха в органном исполнении. А потом получилось так, что я поступила в 11-летку при Белорусской консерватории, и там был факультатив органистов. Вскоре я уже не сомневалась, что буду продолжать свое обучение как органистка. И уже Московскую консерваторию закончила по двум специальностям - музыковедение и орган.

- Можно ли сказать, что время меняет орган?

- Безусловно - ведь первые органы появились еще в глубокой античности, а с тех пор вообще многое изменилось. Но сейчас это довольно популярный инструмент, особенно в России. В последнее время там активно реставрируются старые органы, строятся новые. А на Западе возрождение органной музыки началось где-то в 70-е годы. И обнаружилось, что в каждой стране существует своя исполнительская школа, не похожая ни на какую другую! Это дает богатый выбор и богатую тему для размышлений над самой музыкой. Что касается российской органной школы, она еще довольно молодая - во всех смыслах. С переменами в обществе стал возможен выезд за границу на стажировку и мастер-классы. Поэтому в среде органистов молодежь довольно опытная: молодые музыканты уже побывали в Германии, во Франции, в Италии, играли на старинных инструментах, участвовали в конкурсах. И очень многие зарубежные органисты теперь приезжают в Москву, чтобы поддержать талантливую молодежь. Наконец, в этом году в Мерзляковском училище при Московской консерватории впервые открыли класс органа - все это дает мощный толчок к профессиональному развитию.

- А реально ли возникновение белорусской органной школы?

- О какой школе может идти речь, если в Минске был всего один достойный орган в большом зале филармонии? Несомненно, он будет ремонтироваться, но пока его нет. Орган в костеле святого Роха тоже требует ремонта, хотя недавно его ремонтировали, - он, конечно, стал гораздо лучше звучать, но кое-какие проблемы остались. К тому же это маленький, "усредненный" инструмент. Чтобы в Беларуси развивалась органная музыка, нашей родной консерватории нужен настоящий орган. А там стоит электронный "Вискаунт", на котором нельзя научиться хорошо играть. На нем можно начинать, но настоящий органист должен уметь играть руками и ногами, а овладеть необходимой техникой можно только на настоящем органе. Его можно даже не покупать, реально договориться и получить инструмент в подарок! Потому что за рубежом органов много и там дешевле установить новый, чем реставрировать старый инструмент. И органы охотно дарят. Москве большинство органов были именно подарены, недавно вот и Московской консерватории подарили орган. Но это нужно организовать... Хотя ведь в Беларуси и кадры подходящие имеются, и интерес к органной музыке - здесь можно столько всего сделать! Есть уникальный орган в Полоцке, который может греметь не только на всю Беларусь, но и по СНГ. Есть талантливые органисты, но вот заняться возрождением органов по Беларуси вроде как и некому...

- А почему бы вам не вернуться на родину и не заняться этим самой?

- Одна я этим заняться не смогу. Если же я, допустим, сюда вернусь и не буду иметь возможности играть на органе, скоро потеряю себя как музыкант. Чтобы "не пасть смертью храбрых", мне здесь нужны хотя бы минимальные условия для творчества. А созданием этих условий должны быть озабочены не только музыканты, нужна поддержка на государственном уровне. Другое дело, что я могла бы помочь организовать здесь фестиваль: многие молодые московские органисты согласны давать бесплатные концерты. У нас нет менеджеров, мы "раскручиваем" себя сами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter