Немного фэнтази на родных просторах

Как вскрыли мы погребок церковный, так увидели шкилеты (скелеты), древние очень
В затерянных среди болот и лесов белорусских деревнях второй половины XIX века трудно представить нечто неординарное. Крестьянский быт кажется весьма привычным. Но это только кажется.

На самом деле родные просторы таят находки, которым позавидовали бы сценаристы Голливуда.

Быть священником приходской церкви в деревне - дело хлопотное и недоходное. Помещик - владелец этих деревень, земель и лесов - свои так сильно удаленные от столицы угодья почти никогда не посещает. Полицейский урядник вызывается, понятно, лишь в случае уголовных преступлений. Почтовая станция (точка цивилизации) находится в десятке верст, больница - там же. Таким образом, священник - чуть ли не единственный образованный человек на всю округу.

А тут из первопрестольной из самого синода пришел указ - священникам предписывалось составить подробный список всего церковного имущества. От количества земельных наделов, колоколен, алтарей, иконостасов до содержимого погребов.

И началось светопреставление. Пока сенокосы и пашни измеряли, всплыли все старые земельные споры: кто каким наделом издревле владеет и чей именно прадед тот еще хапуга был. Чуть не передрались. Едва все уладили. И присланный из синода формуляр в графе "Земли" с точностью до сажени заполнили.

А как дошли до содержимого ризницы - тут уж священник вообще стал за сердце хвататься: оказалось, что многих предметов недостает. Прежний пономарь, помнится, горьким пьяницей был, но никто и не догадывался, какой он себе приработок нашел. Ну что теперь делать: записали в формуляр то, что пока еще не разворовали.

В графе "Церковная утварь" отметились кратко: "весьма скудная", библиотека была охарактеризована как "три книги, изъеденные мышами" и так далее.

Никто, совсем никто не ждал подвоха от погребов.

А надо сказать, что церкви в Белоруссии из века в век строили на одном и том же месте, буквально на старом фундаменте. Так что при вновь возведенных стенах и крытой гонтом крыше (вместо старой соломенной) были погреба, вырытые лет 300 - 400 назад.

Заглядывали в них нечасто, если вообще заглядывали. И вот их время пришло. Солнечный свет пролился на предметы до такой степени странные, что, надо полагать, не только священник отчаянно возжелал срочно принять постриг в самом отдаленном монастыре. Должность и сан, однако, обязывали взять себя в руки.

И в Москву в синод отправились заполненные формуляры

: "Как вскрыли мы погребок церковный, так увидели шкилеты (скелеты), древние очень, потому что они уже не желтые были, а белые-белые. Один шкилет как будто мужчины, только росту огромного, другой - некий звериный, яко крокодилец (крокодил). Лежали рядышком, а меж ними много кралей (бусинок) рассыпано".

Что это? Языческое захоронение? Жертвоприношение? Почему в церкви? Отдельный вопрос, откуда в белорусской деревне "крокодильцы"? Впрочем, так называли всех ящериц.

И все равно: ящерица с размерами и челюстью крокодила - это уже кто-то вроде динозавра.

Вот результат осмотра церковного погреба другой деревни

: "...а еще стояла там бутыль вышиной в две людские ладони (объясняю: "людские" означает "мужские"), в ней - жидкость. Та жидкость в солнечном луче сильно блищит (блестит), очам больно. Пробку вытащить не смогли. Хотели бутыль наверх поднять, но она с места не движется. Кузнеца из деревни позвали. И ему не удалось. Письмена на ней разглядели, числом 21, никому неясные..."

Если относительно небольшой предмет нельзя даже сдвинуть с места, то из какого материала он сделан? Правильно, из материала "инопланетного происхождения".

Еще один присланный в синод отчет описывает, как в погребе нашли что-то, по форме напоминающее полено, долго очищали, разворачивали и т.д., а в итоге оказалось, что это рукопись, свернутая в рулон. На ней "буквы похожие на искусныя узоры, такие никто не прочел, картинки животных придуманных (придуманные - это те, которые не водятся в окрестных лесах). Як то птицы, а у них много разных (разного цвета) перьев и сильно клюватые (клюв большой). Звери - кто в пятна, а кто и в полосы. Еще деревья есть, где ствол совсем пустой, а большие листья сверху пучком торчат".

Трактат об африканской флоре и фауне? Кем составлен - путешественником? В каком веке? Рулон, кстати, когда его разворачивали, разломался на части.

Карты с обозначением зарытых кладов вообще чуть ли не в каждой церкви находили. Косяком шли. С указанием сторон света, масштабом, точным количеством верст и саженей и густо нарисованными крестиками. Под крестиками надпись: "aurum" (по-латински - золото).

Всевозможных диковинок в Белоруссии хватало. Просто чрезмерное количество влаги и войн сократило их число. И еще. Страна сильно нуждается в национальном варианте Дункана Маклауда, который, впечатляя ненавязчивой мужской красотой, скакал бы себе из века в век, собирая предметы для своего антикварного магазина, попутно их поэтизируя. Материал есть, а имидж - создается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter