Нельзя планитровать будущее, не анализируя опыта прошлого

Прошло уже 10 лет с тех пор, как народ Беларуси избрал первого в своей истории Президента. Это небольшой срок для страны, и кажется, что все было так недавно. Однако минувшие десять лет характеризуются значительными концептуальными изменениями для Беларуси и для каждого ее гражданина. Впервые за долгие годы страна обрела подлинную независимость, растет экономический потенциал, формируется прогрессивное законодательство, крепнет уверенность в завтрашнем дне.
В качестве депутата Палаты представителей и руководителя Белорусской социально-спортивной партии я постоянно встречаюсь со многими людьми. Часто приходится отвечать на вопросы, связанные с перспективами развития страны, и, естественно, задумываться об этом самому. Наш богатый исторический опыт убеждает: нельзя планировать будущее, не анализируя опыта прошлого. Первый период жизни Республики Беларусь как самостоятельного государства достаточно печален для большинства ее жителей. Вспоминается начало 90-х: простаивающие заводы, люди, вынужденные «челночить» и продавать с лотков все, что придется, невзирая на высокие квалификации, высшее образование, а порой и ученые степени. В 1995 году, будучи депутатом Верховного Совета Республики Беларусь, мне в его стенах пришлось наблюдать борьбу политических партий за власть, отдельных лидеров — за свой персональный авторитет, выяснение отношений и слабый интерес с их стороны к проблемам государства и народа. А ведь я баллотировался в депутаты в том округе, где родился, вырос и живу до сих пор, в первую очередь для того, чтобы иметь возможность помогать людям, проблемы и нужды которых я видел ежедневно. Тяжелым материальным и моральным ударом для большого количества наших сограждан стала утрата денежных вкладов. Собственно, вся страна после распада Советского Союза понесла огромные материальные потери, от которых с трудом оправляется по сей день. Беларусь лишилась доступа к энергоресурсам, сырьевой базе, транспортным коммуникациям, рынкам сбыта готовой продукции. Так уж получилось, что руководство нашей страны тех лет, подписывая печально-знаменитый договор в Беловежской пуще, не задумывалось о последствиях. Более того, поступило вопреки воле народа, высказанной на референдуме, когда подавляющее большинство граждан было за сохранение целостности советского государства. Ситуация в стране кардинально изменилась в 1996 году, когда Президент Александр Лукашенко обратился за поддержкой проводимой им политики к народу, созвав референдум по самым значимым на тот момент вопросам. Когда Президента в очередной раз пытаются упрекнуть в том увеличении полномочий, которое он получил в результате референдума, мне интересно, понимают ли эти люди, что расширение власти означает увеличение ответственности. И при этом нужно было иметь огромное мужество, чтобы взять на себя персональную ответственность за все, происходившее тогда в стране. Именно это увеличение полномочий помогло максимально ускорить проведение в жизнь необходимых и обязательных решений. Результаты этого референдума, т.е. появившаяся перспектива союзных отношений с Россией, признание русского языка государственным наравне с белорусским, позволили Беларуси сохранить целостность своего народа. Ведь не секрет, многие граждане республики, русские по национальности, что называется сидели на чемоданах, напуганные пропагандой национализма. Тот факт, что наш народ смог избежать угрозы межнационального конфликта, считаю огромным достижением, исторической важности которого мы еще не сумели дать должную оценку. Следующим по важности шагом на пути к самостоятельному, цивилизованному государству следует отнести сохранение и укрепление отечественной экономики. Мне пришлось поработать в сфере крупного международного бизнеса, и знаю, как это происходит. Опасность бесконтрольной приватизации состоит даже не в том, что к нам могут прийти нечистоплотные люди, заинтересованные в обогащении любой ценой, хотя и это случается. Даже самые порядочные зарубежные бизнесмены и иностранные компании будут в первую очередь заботиться о своих интересах, о нуждах жителей своих стран. Если такой хозяин решит, что ему выгодно закрыть белорусское предприятие либо значительно сократить выпуск продукции, он так и сделает. Существующий сегодня порядок привлечения частного капитала в сферу производства позволяет привлекать именно те компании, которые действительно заинтересованы в конструктивном долгосрочном сотрудничестве. В 1996 году Президент обратился к народу и действовал в дальнейшем, опираясь на его мнение. Согласно Конституции и Избирательному кодексу Республики Беларусь Президент имеет право обратиться к гражданам по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, равно как и граждане могут выступить с инициативой созыва референдума. Будет референдум или не будет, но факт его проведения является неотъемлемым конституционным правом белорусского народа и его Президента.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter