Нелетная погода для "Авиа-7"

Чтобы стать генеральшей, надо выйти за лейтенанта, по гарнизонам да общежитиям в военных городках "попутешествовать".
Чтобы стать генеральшей, надо выйти за лейтенанта, по гарнизонам да общежитиям в военных городках "попутешествовать"... Такую формулу жизни военных вывела практичная девушка из фильма "Москва слезам не верит". Увы, обзавестись собственным углом для офицера зачастую возможно только к концу службы. Хотя бы по финансовым причинам. Бесплатное жилье осталось в ностальгическом советском прошлом. Да, военным предоставляют льготные условия для строительства, кредиты, субсидии... Но служивые - далеко не самые состоятельные люди в Беларуси. Причем живут только на зарплату. Поэтому и квартира для офицера, даже по льготной цене, - более чем значимое приобретение. А уж как болезненно бьет по нервам остановка строительства долгожданного дома... Как это произошло с ЖСК "Авиа-7". Строительная площадка рискует превратиться в покрытый мхом долгострой. Который, кстати, уже обошелся 108 семьям военнослужащих в полмиллиарда рублей...

Еще два года назад ЖСК практически заключил договор с одним из минских заводов на строительство дома. Естественно, выбирали варианты подешевле. Сменить подрядчика пришлось в последний момент. "Сверху" поступило указание - провести тендер. Его выиграл Бобруйский комбинат железобетонных изделий (КЖИ). Не намного обошел конкурентов: всего долларов на 10 - 15 дешевле метр квадратный предложил - за 190 долларов.

Правда, за бобруйским заводом числилось более 700 миллионов долга. Но в Министерстве обороны сказали четко - руководствоваться результатами тендера. Впрочем, условия сотрудничества предприятие предлагало вполне выгодные: обязывалось без предоплаты на свои средства выполнить проектную документацию на дом, возвести цокольный и первый этажи. А полностью завершить строительство к июлю 2004 года.

Но строительство забуксовало еще на уровне разработки проектно-сметной документации. Словом, вопреки договоренностям, чтобы не затягивать строительство, "Авиа-7" решил помочь бобруйчанам в сложной финансовой ситуации. Люди начали вкладывать собственные деньги. На эти средства и сделали архитектурный проект, возвели фундамент... Полгода назад ЖСК перевел комбинату очередные 140 миллионов рублей аванса на закупку сырья для возведения первого этажа. Но КЖИ вошел в долговой "штопор". Общая задолженность - свыше 4 миллиардов рублей. На латание многочисленных дыр и ушли миллионы "Авиа-7", стройка заморозилась...

Вот так и оказались военные в весьма непростой ситуации. Поменять завод-изготовитель - большие финансовые потери. Железобетонные плиты бобруйчан - уникального формата. Такие в Беларуси больше никто не производит. Поэтому придется начинать с нуля: готовить новый проект под продукцию другого предприятия, сносить "бобруйский" фундамент, возводить новый... Около 1,5 миллиарда убытков ЖСК. Подавать сейчас на КЖИ в суд - значит стать в хвосте длинной очереди кредиторов предприятия. И когда появятся "живые" деньги - вопрос очень туманный. Переводить бобруйчанам собственные средства, чтобы завершить строительство? Увы, банковские счета комбината арестованы, и каждая "свалившаяся" на них копейка уходит на оплату старых долгов, а не на производство.

- В свое время нам порекомендовали сотрудничество с бобруйским комбинатом, - говорит председатель ЖСК "Авиа-7" Анатолий Федоров. - А теперь мы попали в патовую ситуацию.

В свое время бобруйский комбинат входил в структуру Министерства обороны, строил военные городки по всей стране. Но потом производство передали Могилевскому облисполкому. Процессы конверсии проходили явно болезненно. Основные сложности возникли с рынками сбыта: бобруйчанам упорно не хватало заказчиков. Тогда и прибегли к наступательным способам. Пошли обивать пороги власти, жаловаться на сложности депутатам и все-таки взяли штурмом ЖСК "Авиа-7".

Впрочем, на предприятии в течение года вообще происходили странные процессы. Против бывшего директора сейчас возбуждено уголовное дело за хищения. Потом несколько раз происходила смена руководства. В итоге у предприятия описали имущество и начали его распродавать. К счастью, буквально несколько недель назад этот процесс удалось остановить. Комбинат попытались еще раз реанимировать. В конце июля его возглавил новый директор - Сергей Валеватый.

- Два года назад были сделаны большие маркетинговые просчеты, - объясняет он положение дел. - В остальном предприятие способно быть и прибыльным, и рентабельным. Хорошие производственные мощности, неплохое оборудование, отличные специалисты... Но сейчас работу предприятия тормозят огромный долг и отсутствие оборотных капиталов. Но и в данном случае нашли выход...

С согласия Могилевского облисполкома КЖИ заключил со строительной компанией ОДО "ЛюНикС" один из вариантов товарищества. На счете этой коммерческой структуры открыли общий субсчет. Через него и будут работать и постепенно рассчитываться со старыми долгами. Также "ЛюНикС" обязался помочь КЖИ "живыми" деньгами, чтобы закупить сырье и запустить производство. Что касается отношений с ЖСК "Авиа-7", то Сергей Валеватый вселил некоторые надежды.

- Этот объект важен для нас по нескольким причинам, - заявил он. - Во-первых, ЖСК - это клиент, который принесет комбинату деньги. Во-вторых, сейчас имидж нашего предприятия, мягко выражаясь, подмочен. Требуется показать, что мы можем качественно выполнять заказы. Словом, дом "Авиа-7" станет своеобразной визитной карточкой комбината. В течение недели мы должны привести площадку в порядок, а вскоре и возобновить строительство. Сейчас самый больной вопрос во взаимоотношениях с ЖСК - это цена за квадратный метр. Действительно, по старому договору он стоил 190 долларов. Однако тогда цена была выставлена явно убыточная для предприятия. Почему - это вопрос уже к предыдущему руководству. В ближайшее время мы проведем встречу с членами ЖСК и постараемся достигнуть консенсуса и по этой проблеме. По крайней мере, мы готовы на собственные средства возвести два этажа здания, чтобы вернуть доверие "Авиа-7".

Даст Бог, в отличие от предшественников, Сергей Валеватый выполнит обещание. И семьи офицеров наконец справят новоселье. Однако в ситуации банкротства КЖИ, по-моему, следовало бы разобраться более подробно. Ведь получается, что полтора года назад, когда по разным каналам комбинат "рекламировал" себя в Правительстве, он просто обманывал руководство страны. Вспомним хотя бы 190 долларов за квадратный метр. Убыточная цена, благодаря которой и удалось всех заинтересовать. И тендер выиграть. И, возможно, к этой мистификации причастен не только тогдашний директор, но и его сторонники в Минске, ратовавшие за заказ. Кстати, когда возникли проблемы, "Авиа-7" просил былых радетелей КЖИ дать им разъяснения. Как и положено - в письменной форме. Но ответов не получили. Когда гром грянул, все постарались уйти в тень. Надеемся, в этот раз такого не случится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter