В Минской области возникают проблемы при сносе старых домов

Нелегко снести домик в деревне

С какими проблемами и юридическими закавыками сталкиваются при сносе в Минской области, выяснила корреспондент «Р»
Иметь домик в деревне не мечтает разве что самый закоренелый урбанист. Поэтому жилье и участки под его строительство расходятся как горячие пирожки. И чем ближе к Минску, тем быстрее. Участков на всех желающих уже не хватает. Вместе с тем на селе сейчас много заброшенных обветшалых домов: и жить в них некому, и землю занимают. Местные власти, как могут, избавляются от этого балласта. Не всегда, правда, успешно. С какими проблемами и юридическими закавыками сталкиваются при сносе в Минской области, выяснила корреспондент «Р».


Аварийный дом в Селевцах падает под напором спасателей.

Агрогородок Селевцы Молодечненского района. На его окраине еще несколько дней назад стоял двухэтажный восьмиквартирный дом под номером 13. Сейчас на этом месте — груда металла, битого кирпича, блоков и плит перекрытия. Кипит работа: остатки постройки разбирают спасатели и работники местного сельхозпредприятия. Заброшенным дом стать не успел: его признали аварийным, а жильцов расселили. А чтобы здание не мозолило глаза своим неэстетичным видом да не занимало драгоценную землю, со сносом решили не затягивать. Владимир Карась, директор ОАО «Селевцы», он же руководитель работ, признается: снос обошелся в копеечку – 50 миллионов рублей. Как использовать освободившуюся землю, здесь еще не решили. Один из вариантов – строительство церкви.

Впрочем, пример этот не показателен. Обычно расчищенные участки уходят под жилую застройку, продаются на аукционе либо выделяются нуждающимся в улучшении жилищных условий. Нередко их вовлекают в севооборот. На тех же землях ОАО «Селевцы» (Городокский сельсовет) для сельхозкультур после сноса нескольких заброшенных хуторов освободилось 15 гектаров земли. Сейчас на них растут овес и горох.


Если развивать тему никому не нужных жилых домов с забитыми ставнями и поросшими чертополохом приусадебными участками, то чем ближе к Минску, тем их меньше. Хозяева таких строений находятся очень быстро и сами их сносят. В курортных зонах ситуация похожая. Пример тому – Вилейский район.

Председатель районного Совета депутатов Наталия Родевич приводит цифры: за полгода освободили всего 38 участков (до конца года планируют еще 40). И затратили на это 85 миллионов рублей из бюджета. Снос одного дома обходится более чем в 2 миллиона рублей. Все зависит от размеров строения и запущенности участка. Навести здесь порядок – задачка не из простых, прежде всего, нужно избавиться от трухлявого деревянного сруба. Сельские заброшенные участки – это старые сады с полувековыми деревьями и зарослями кустарников. Все затраты по сносу и облагораживанию территории неминуемо ложатся на плечи сельисполкомов.

Конечно, Указ № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» хоть и развязал им руки, но не в полной мере. По закону должно пройти три года, чтобы с домом можно было что-то сделать. До этого момента специальная комиссия осматривает строение и определяет степень его износа. Параллельно разыскивают наследников. Это тоже отдельная и порой сложная процедура с многомесячной перепиской. И массой неожиданных сложностей.


Под бульдозер идут не только ветхие дома, но и здания, не пригодные для дальнейшей эксплуатации.

Получается, до момента сноса дома с последующей продажей участка все затраты – на его содержание, оформление документов, поиск наследников – ложатся на местный бюджет.

Еще момент. Налог на землю и имущество наследники не платят, пока не вступят в наследство, принимать которое они не спешат. Выход из ситуации есть. Наталия Родевич уточняет: «Мы настаиваем, чтобы люди вступали в наследство, а не растягивали это на годы». Сохранить местный бюджет поможет и решение о том, чтобы переложить все затраты на покупателя. Ведь человек так или иначе потом их возмещает. Но, увы, пока все это лишь пожелания с мест.

Что в сухом остатке? Проблема. Длительная переписка с наследниками, споры за имущество… И, как следствие, время, которое точит старые деревянные дома и превращает в дикие заросли некогда ухоженные участки. И ни туда с ними, и ни сюда. Всем этим заняты местные власти. И о масштабах этой работы (как и самой проблемы) говорят цифры. Только в Минской области за первое полугодие снесли почти 800 строений из 1400 запланированных. Сколько всего заброшенных домов прописалось по стране — сказать сложно. Регистр пополняется с завидным постоянством.

ЦИФРА

В прошлом году на территории Минской области снесли 1026 неиспользуемых сельхозстроений, за полгода этого — 358. В 2014-м более 160 гектаров земли введено в хозяйственный оборот, в этом году — 55.

misnilena@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter