Нелегкая промышленность

Концерн "Беллегпром" с некоторых пор регулярно упоминается в числе аутсайдеров промышленного производства, что даже послужило поводом для смены руководства.
Концерн "Беллегпром" с некоторых пор регулярно упоминается в числе аутсайдеров промышленного производства, что даже послужило поводом для смены руководства. Но все проблемы отрасли, в свое время сформированной по законам плановой экономики в интересах огромного СССР, только этим не решить.

С какими трудностями сталкиваются сегодня предприятия легпрома, как их преодолеть? На эти вопросы постарались найти ответы корреспонденты "СБ".

То, что еще два-три года назад было дефицитом на постсоветском пространстве - белорусские обувь, одежда, ткани, галантерея, - стремительно превращается в залежалый товар. Жестокие слова, но как подобрать другие, если на складах скопилось нашитого и натканого добра на 50 миллионов долларов. Сумма странным образом совпала с величиной необходимых отрасли иностранных инвестиций

на будущий год и на фоне растущей конкуренции с Востока и Запада непозволительно огромна. Что же происходит? Об этом корреспонденту "СБ" рассказывает президент концерна "Беллегпром" Эдуард НАРЫШКИН.

- Эдуард Михайлович, за два последних года отрасль снизила выпуск товаров без малого на 10 процентов, поставки же на внутренний рынок упали и вовсе вдвое. Как это понимать?

- Счастье, что, потеряв половину внутреннего рынка, мы синхронно не упали в объемах. Значит, есть еще порох в пороховницах. Но предприятиям действительно очень трудно. Низкая ценовая и качественная конкурентоспособность продукции вызвана технической и технологической отсталостью, огромной массой серого импорта, завозимого без пошлин и налогов. Имея острый дефицит оборотных средств, отрасль содержит до 20 процентов "лишних" людей. В десятки миллиардов рублей ежегодно обходится обслуживание ведомственных детсадов, профилакториев. Мы могли бы увеличить экспорт в дальнее зарубежье, но уже к сентябрю практически по всем товарным группам выбрали квоты ввоза текстиля в Евросоюз. Рентабельность ниже нижнего предела, обновление оборудования на порядок ниже необходимого для расширенного воспроизводства...

- Что же делать?

- Искать инвестиции и внедрять новые технологии. К 1 ноября директора предприятий представили бизнес-планы и к новому году должны будут их защитить. До конца года легкая промышленность получит 900 тысяч долларов прямых иностранных инвестиций. На следующий год сформирован пакет на 8,5 миллиона долларов, а задача-максимум, предусмотренная госпрограммой, - 50 миллионов долларов. Например, "Латвийский балтийский холдинг" готов реанимировать сразу двух банкротов - минское ОАО "Алеся" и Ильичевскую фабрику первичной обработки шерсти, вложив туда по два миллиона долларов. Капиталовложения не меньше миллиона долларов ожидаются на Барановичском хлопчатобумажном объединении, Оршанском льнокомбинате, на могилевском "Моготексе" и других. Все потенциальные партнеры приходят со своими рынками сбыта, оборотными средствами, несут новую рыночную структуру управления.

- Но спасет ли нас заграница? Вопрос этот всегда довольно спорный.

- Мы сами должны себя спасти. Посмотрите, что произошло в Прибалтике. Объединение "Ригас мануфактурас" включало 5 предприятий. Выжили 3, где был сильнее менеджмент, куда пришел собственник. Сейчас концерн готовит пакет указов Президента об уходе от оборотных налогов, о трастовом управлении, о стимулировании, о золотой акции, которые реально могут изменить ситуацию в легпроме.

Мы предлагаем освободить предприятия от оборотных налогов и налога на экспорт. Это в общей сложности 8,5 процента выручки. Для государства цифра почти незаметная, поскольку сегодня легкая промышленность обеспечивает всего полтора процента отчислений в бюджет, а для нас это будет означать выравнивание экономических условий с россиянами. Еще один указ посвящен кадровой проблеме. Я твердо убежден: директор с зарплатой в 350 тысяч рублей не может эффективно руководить предприятием, выпускающим продукцию на десятки миллионов долларов. Это чревато злоупотреблениями и махинациями. А ведь именно такие рамки установило Министерство труда и соцзащиты.

Если наши предложения пройдут, то в будущем году легпром увеличит выпуск продукции на 3,5 процента, постепенно отвоевывая собственный и российский рынки. Планируем войти ассоциированным членом в организацию "Евротекстиль" (предварительное согласие уже достигнуто), чтобы лоббировать увеличение квот на экспорт в Европу. Почему такая скромная цифра? Потому что она - реальна. Легкую промышленность ожидают большие качественные потрясения, и только через них она придет к возрождению.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter