Неигрушечные проблемы

О некачественных «мелочах»

«Нравится — берите, не нравится — отойдите и не мешайте обслуживать других покупателей! — раздраженно крикнула продавец коммерческого киоска маленькой интеллигентной старушке, выбиравшей открытку внуку, — купят на копейку, а все нервы порвут». Очередь одобрила поведение работницы прилавка — никому не хотелось терять свое время. «Да вы сами посмотрите: открытка поцарапана и уголок завернулся», — попробовала оправдываться покупательница, но ее никто не услышал.


Эта история вспомнилась на днях, когда в самый ответственный момент «списалась» ручка, час назад приобретенная по дороге на работу. Возвращаться в магазин и выяснять отношения с продавцами я постеснялась, вспомнился горький опыт пенсионерки. Но выход своим эмоциям все же дала, поговорив о некачественных «мелочах» в нашей торговле со знакомыми, коллегами. Мои собеседники поделились со мной своими наблюдениями. Чаще всего, по их мнению, «подводят» спички: купишь упаковку, а в каждом коробке хорошо если треть содержимого оказывается качественной. На втором месте по «ненадежности» — зажигалки и клей в «микроскопических» тюбиках. Зажигалки мгновенно выходят из строя, тюбики нередко оказываются пустыми. Стержни для ручек, случается, текут, а карандаши невозможно заточить — ломаются. Заколки для волос также часто оказываются бракованными, с поломанными застежками. Список можно продолжать, но думаю, мысль и так ясна. Зная, что редко какой покупатель придет обменивать «копеечную» покупку, работники прилавка не придают должного значения качеству «мелочей».


Впрочем, однажды я видела, как житель Бобруйска пытался предъявить претензии продавцу, только что отпустившему ему некачественную батарейку к фотоаппарату. Парень за прилавком и не подумал извиниться. Напротив, от удивления и возмущения вскинул брови: дескать, как можно быть таким мелочным и отвлекать занятого человека по пустякам?! Пристыженный покупатель, так и не добившись правды, поспешил покинуть магазин под неодобрительный шепот коллег продавца.


Те потом еще долго обсуждали, какие стали «грамотные» и «привередливые» посетители и как тяжело с ними работать.


Да, мелочным быть нехорошо. И портить настроение другим людям нежелательно. Только что делать, если нужно запечатлеть торжественный момент в жизни, а фотоаппарат с некачественной батарейкой отказал? И как прикажете быть, если нужно срочно записать что–то важное, но ручка не хочет писать, а карандаш сломался? А если в календарике требуется посмотреть какую–то дату, но все цифры в нем слились в одно черное пятно? И если у недорогого кошелька в первый же день поломалась застежка, как в нем прикажете хранить деньги и проездной? Про спички и говорить нечего — они всегда в хозяйстве нужны.


Да и вообще, мы платим деньги, пусть и небольшие. Значит, имеем полное право получить взамен качественный товар. Однако если конфликт в магазине возник, скажем, из–за холодильника, телевизора или дубленки — нас поймут и даже посочувствуют. Когда же спорить начнешь из–за рассыпавшегося в руках блокнота или некачественной наклейки, посмотрят, как на сумасшедшего, осмеют да еще обвинят в склочности.


В Могилевском городском обществе защиты потребителей дали несколько советов, как, приобретая в торговле различные мелочи, не оказаться «в дураках». Во–первых, не нужно стесняться даже в этом случае брать и сохранять чеки на покупки. Во–вторых, если все же возник конфликт, не стоит разговаривать с продавцом на повышенных тонах — гораздо эффективнее сделать запись в книге замечаний и предложений. Как бы «ничтожна», на взгляд работников магазина, ни была покупка, а обменять ее или вернуть деньги они обязаны. Никогда не стоит принимать в расчет оправданий типа: «Товар китайский, поэтому гарантии на него не даем».


Есть свои правила и для работников магазинов и киосков: оказывается, продавать вещи с небольшими дефектами все же можно, но только в том случае, если покупатель согласен их приобрести. Товары с несущественными поломками даже после ремонта должны быть уценены, а клиента нужно обязательно об этом предупредить, желательно под личную подпись. Тогда и «копеечных» конфликтов станет меньше, и люди начнут еще больше доверять торговле.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter