Недоучки категории "В"

И сейчас, спустя 20 с лишним лет, с содроганием вспоминаю свои первые месяцы самостоятельного вождения автомобиля.
И сейчас, спустя 20 с лишним лет, с содроганием вспоминаю свои первые месяцы самостоятельного вождения автомобиля. Пару раз лишь предусмотрительность других водителей, интуитивно распознавших во мне "чайника", спасала от крупной аварии. Поэтому сейчас и сам с пониманием отношусь к тем, у кого на заднем стекле автомобиля укреплен значок "У" или "70" - молодой водитель, значит. С пониманием, но и с досадой одновременно: со времен моего шоферского ученичества плотность транспортного потока возросла многократно, как и скоростные возможности автомобиля. А подготовка новичков осталась на прежнем уровне, если порой не хуже...

Особенно это ощущаешь в Минске, где концентрация автомобилей наибольшая. И местная ГАИ тревожной динамикой весьма озабочена. "Для нас аварийность среди новичков - проблема из числа важнейших", - откровенно поделился мнением зам. начальника регистрационно-экзаменационного отдела N 2 управления ГАИ столицы подполковник милиции Владимир Пиульский. А в подтверждение привел несколько цифр. Только за 9 месяцев с участием водителей со стажем до года произошло 25 дорожно-транспортных происшествий. Итог - 4 погибших, 26 раненых. При этом в 56 процентах случаев виноваты именно новички - этот показатель почти вдвое вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая статистика тем более режет глаз, что в целом столичная ГАИ добилась за этот же период заметного снижения и аварийности, и числа пострадавших в ДТП.

В чем же дело? Может быть, принимая экзамен на право сесть за руль, милиция чересчур либеральна? Не сказал бы: любой курсант автошколы "трясется" накануне, как абитуриент престижного вуза. И не зря. В этом году около 64 процентов соискателей водительского удостоверения были отправлены на переэкзаменовку. Это больше, чем в прошлом году, комментирует подполковник Владимир Пиульский. Выходит, верно-таки частное наблюдение: нынешние водители изначально подготовлены хуже, чем в прежние годы.

Пытаясь переломить ситуацию, ГАИ ежегодно проводит акцию "Учебный автомобиль". Прелюбопытные выясняются параллели. В прошлом году пятеро, с позволения сказать, наставников были задержаны "при исполнении", будучи под хмельком. А уже в этом году пьяные водители-новички стали в Минске виновниками трех аварий. Погибли люди. В нынешнем году пьяных инструкторов не зафиксировали: то ли действительно бросили пить на работе, то ли просто прячутся лучше. Зато почти в 70 процентах случаев были установлены нарушения программных или иных нормативных требований. Ну, например, по документам значится, что вождению обучается курсант Иванов, а на деле за рулем - Сидоров, и т.п. Стоит ли удивляться, что и сами курсанты имеют, по данным анонимного опроса, многочисленные претензии к своим "альма-матер" по уровню подготовки, в том числе из-за приписок инструкторами учебных часов.

Впрочем, с подобными проблемами разобраться, как кажется, проще всего, надо лишь лишить одну-две учебные организации лицензии. Но как быть с тем, что зачастую курсанта обучают вождению на 20-летнем "Москвиче", а он, получив права, пересаживается на скоростную иномарку? Или с тем, что программой обучения на вождение предусмотрено всего 29 (а реально - 26) часов, тогда как в прежние годы было 36 - 40? С тем, что износились оставшиеся с советских времен более-менее толковые тренажеры, а новых нет, что не делает ни одно предприятие в стране наглядные пособия для обучения автоделу? Да и не парадокс ли, что в то время, как автомобиль давно уже стал повседневным средством передвижения, подростков знакомят с ним в Минске всего в одном межшкольном учебно-производственном комбинате - много меньше, чем когда-то было? Теперь сравните все сказанное хотя бы с компьютеризацией - тоже характерной приметой нашего времени. Ясно, что векторы этих двух веяний в нашей системе подготовки идут в разные стороны.

Беседую на эту тему с начальником автошколы Республиканского учебно-спортивного центра БелОСТО Николаем Климовичем - в прошлом одним из руководителей Военной автоинспекции Белорусского военного округа, всю жизнь отдавшим автомобильно-педагогическому делу. Он твердо убежден: нужен к проблеме государственный подход. В какие организационные формы это воплотится - покажет, как говорится, время. Но мириться с тем, что сейчас водителя, а это одна из самых опасных специальностей, готовят организации и люди, к тому явно не способные, больше нельзя. В Минске из 24 автошкол лишь десяток имеет мало-мальски сносные условия. Остальные откровенно извлекают доход, лишь натаскивая курсантов на сдачу экзаменационных упражнений.

Между тем в дороге водителю приходится сталкиваться куда как с более широким кругом ситуаций. Опять приходится кивать на Европу: там на обучение вождению отводится в 2 - 3 раза больше времени, чем у нас. К тому же учат и, что существеннее, экзамены сдают на улицах и переулках родного города, в то время как наши экзаменационные задачи зачастую абстрактны, а потому еще требуют переложения на язык водительской практики.

Долго мы еще беседовали на эту болезненную тему с Николаем Владимировичем, всех его предложений перечислить места в материале не хватит. Да и вопрос в другом: образуется ли из очевидной обеспокоенности ГАИ и педагогов некая критическая масса, чтобы что-то действительно реальное предпринять? Пока же вчера в сумерках едва не угодил под видавшую виды "копейку" с характерной буквой "У" на крыше. В нарушение всех норм и правил женщина-курсантка не включила ни габаритные огни, ни ближний свет фар, а сидевшего рядом инструктора это, похоже, нимало не волновало.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter