Недоросли

Специалисты-криминологи отмечают особую черту "подростковой" преступности - в юном возрасте преступники, хоть и осознают противоправность своих деяний, еще не способны отдавать себе в этом полноценного отчета в силу наивных представлений о жизни.
Специалисты-криминологи отмечают особую черту "подростковой" преступности - в юном возрасте преступники, хоть и осознают противоправность своих деяний, еще не способны отдавать себе в этом полноценного отчета в силу наивных представлений о жизни. Потому их преступления зачастую отличаются особой жестокостью и исключительным цинизмом, не присущими взрослым преступникам. Приведенные ниже примеры наглядно подтверждают этот факт.

Соседушка

16-летний борисовчанин Александр Клещенок не был гордостью своих родителей. Посчитав 8-классное образование необходимым и достаточным, подросток бросил школу и дальнейшим профессиональным обучением озабочен не был. Он достаточно рано попробовал вкус никотина, а потом - и алкоголя. И хотя благодаря родителям Клещенок не испытывал нужды, хорошо одевался и имел даже мелочь на карманные расходы, все чаще и чаще его буйную головушку посещали мечты и грезы о больших деньгах, которые могут дать вожделенную свободу и независимость в жизни.

Его жертвой стала семья предпринимателя, проживающая в том же подъезде. У самого главы семьи Клещенок не раз одалживал "по мелочи". Поэтому и в квартиру в отсутствие хозяина его впустили...

Перед тем как пойти "на дело", Клещенок попросил у двоюродного брата охотничий нож, напоминающий скорее мини-меч. От этого оружия пали жена и 84-летняя бабушка предпринимателя, получившие 30 и 10 ранений соответственно. Но убийца так и не нашел тайник с сокровищами. Довольствовался электронной записной книжкой, электрошокером и 42 долларами. Мечтая о неслыханном богатстве, он хладнокровно совершил двойное убийство, но так и не достиг своей цели.

"Гомо наркотикус"

В Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая ответственность за вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних. Эта статья инкриминируется, как правило, всякому взрослому, если его соучастник не достиг 18-летия. А вот 16-летний Владимир Кибизов из того же Борисова, наоборот, умудрился вовлечь в неприглядные дела 20-летнего Алексея Головина. Их, несмотря на относительно большую разницу в возрасте, объединяло давнее пристрастие к наркотикам. А вместе с губительной привычкой со временем пришли и долги. Скудных зарплат разнорабочих на ежедневные дозы уже не хватало. Решение долговой проблемы предложил Кибизов. У него на примете была "упакованная" квартира одного из их кредиторов. Убедив сомневающегося Головина, он возложил на него только поиск богатств на месте, а на себя взял функцию нейтрализации 14-летнего Дмитрия, сына хозяина.

После того как Дима открыл дверь, Кибизов напал на мальчика, повалил его и душил подушкой, пока тот не перестал сопротивляться. Приступив к обыску вместе с подельником, он через несколько минут сам похолодел: предполагаемый труп подростка начал подавать признаки жизни. Наркоман вернулся к телу с ножам и начал бить куда попало, пока на теле Димы живого места не осталось (всего - не менее 48 (!) ранений). Однако еще через некоторое время истерзанный мальчик вновь шевельнулся. Тут уж обоих наркоманов чуть кондрашка не хватил. Для "надежности" они завернули тело в одеяло и погрузили в ванну, доверху наполненную водой.

Таким образом, своей жертве они не оставили никаких шансов.

Старый и малый

А вот Владислав Андрушкевич уже вышел из возраста детства, отрочества и даже юности. Однако к 25 годам на заоблачные вершины свой социальный статус не смог поднять и работал дворником в одной из минских гимназий. Досуг Вадика ограничивался "тихим алкоголизмом" с употреблением наиболее дешевых напитков, которые ГОСТ даже не позволяет назвать вином. Да, видно, так привык он на работе общаться с детьми, что пригласил однажды в собутыльники 12-летнего Сашу (фамилию по этическим соображениям мы называть не будем).

После недолгого, но очень обильного возлияния Андрушкевич потянул опьяневшего Сашу к своим родственникам в Столбцовский район, благо электричка рядом. Там радушию принимающей стороны не было предела. Как водится, приезд отметили. Из калитки выходили уже в сумерках и, что называется, "на бровях". Тем не менее сознание не покинуло старшего товарища, который умыкнул у родственников старые ржавые ножницы и капроновый чулок для изготовления масок. Уже тогда зародилась у него крамольная мыслишка "раскулачить аборигенов" и самостоятельно продолжить застолье. На его нехитрые убойные планы Саша лишь согласно кивал головой.

Тандем прошелся по трем дворам, где проживали одинокие пенсионерки. В итоге две из них были убиты, а последняя получила тяжелые ранения. Барыш от налетов составил в совокупности всего 47 тысяч рублей.

Следует отметить, что совсем еще юный Александр принимал самое активное участие во всех трех нападениях, за что и будет отныне учиться вовсе не в гимназических условиях.

Что делать?

Многие сетуют на излишнюю гуманность нашего уголовного законодательства, которым установлено, что лицам, не достигшим совершеннолетия, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком более 12 лет. Но ведь опыт свидетельствует, что и так большинство людей, чья личность формируется в условиях длительного заключения, становятся в дальнейшем головной болью для правоохранительных органов, то есть, по большому счету, для государства.

Где же искать причины столь негативного общественного явления, как преступность среди несовершеннолетних? Можно в очередной раз попенять на неблагополучные семьи, недостаточное школьное воспитание, обилие соблазнов и дурное влияние. Но все же хотелось бы вспомнить незабвенного Михаила Булгакова, который устами профессора Преображенского высказал аксиоматичную мысль о том, что разруха не в сортирах, разруха в головах. Может, плясать будем от этого?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter