Недетские "мультики"

Попробовать марихуану в первый раз мне предложили аж в 19 лет.
Попробовать марихуану в первый раз мне предложили аж в 19 лет. По нынешним меркам это означает, что детство мое было счастливым и здоровым. Окажись я сегодня восьмиклассницей, моим родителям пришлось бы знать следующую памятку, как "Отче наш": "При наличии целлофановых пакетов, тюбиков и следов клея на одежде, запаха ацетона изо рта, сверхраздражительности, потери интереса к семье и учебе - самое время вести ребенка к наркологу". Это действительно может произойти. Статистика детской токсикомании год от года составляет стабильный процент. Например, в этом году на учет в городской подростковый наркологический диспансер поставлено 257 человек. В прошлом их было на одного больше. Впрочем, я оговорилась. Словосочетание "детская токсикомания" - это тавтология. Дело в том, что взрослые вдыхатели клея и других промышленных веществ - экзотика. Основной возраст данного вида наркомании - 11 - 15 лет. Милиция утверждает, что в группу риска входят, как правило, дети из неблагополучных семей. Психологи имеют на этот счет несколько иное мнение. В таком возрасте существует большая вероятность приобщения к чему-либо, что официально считается вредным и опасным. Прежде всего как вызов многочисленным запретам взрослых. Вызов, который может закончиться трагедией.

Чаще всего история этого печального опыта типична. "Спальный" микрорайон, дворовая компания. Ребята постарше "факают" - вдыхают клей. А если ты не "смотришь мультики" с остальными, можешь прослыть трусом. Правда, после первого раза может тошнить и голова будет кружиться. Но если понравилось - через несколько употреблений компания уже не нужна. Тем более что технология употребления до смешного проста. Купил клей, вылил содержимое в пакет, вдохнул - и через несколько минут уже в "Диснейлэнде". А теперь - внимание! Правила торговли токсическими веществами ограничивают их продажу лицам до 15 лет. В то же время за продажу клея подросткам никакой ответственности продавцы не несут. То есть если на ваших глазах в магазине или киоске недоросль покупает несколько тюбиков "Момента", вы можете лишь попытаться пожурить халатного продавца. На уровне бытового диалога, не больше.

Милиция проводит специальные рейды, отловленных "нюхачей" ставят на учет в ИДН, вызывают родителей на комиссию по делам несовершеннолетних, велят регулярно являться на беседу с наркологом. Мне довелось побывать на такой встрече в инспекции Московского РУВД. В назначенный час в милицию явилось шестеро "орлов". Врач городского наркологического диспансера Ирина Анатольевна Азема знакома с каждым и давно. Тема очередной задушевной беседы - пивной алкоголизм. Ребята лениво отвечают на вопросы о том, как именно человеческий организм страдает от злоупотребления пивом. "Ну-у, почки болят", - сообщает самый высокий и самый активный Саша, токсикоман с двухлетним стажем. Типичные для токсикоманов красноватые лица заметно оживляются, когда речь заходит о содержании алкоголя в том или ином сорте пива (о-о, тут они в свои 13 - 14 лет - настоящие знатоки!) и вновь становятся скучными, когда Ирина Анатольевна утверждает, что, если подросток пьет пиво три раза в месяц, - это уже злоупотребление. Как вы думаете, что ребята отвечают на вопрос: "Ты пьешь пиво?" "Гы-гы" и "не-а". Плюс нахальная улыбочка. Саша, который уже не новичок, аккуратно отвечает на все вопросы нарколога. Чем быстрее ответит - тем скорее его отпустят. Он торопится по своим делам. По каким? Уверяет, что "надает по шее "малым", если увидит, кто нюхает. Потому что "нельзя". Может, и "надает", но и сам уже вряд ли станет участником олимпиады по шахматам.

А вот опрятно одетый Дима. Он учится в техникуме и мечтает забыть дорогу в милицию. Готов вызубрить наизусть любую полезную брошюрку - лишь бы больше не оказываться в этой комнате. Этот попробовал один раз и сразу же попался. Бес попутал. Подвел приличную семью. Здесь действительно есть надежда, что Дима "больше не будет".

А вот маленький Петя. Маленький в смысле роста. Ему 15 лет, но выглядит, как пятиклассник. Нужно ли объяснять, почему? Колючий взгляд исподлобья. Родителей своих он не знает, живет в интернате.

- Петя, как ты в первый раз попробовал?

- Ну, в компании.

- И что ты почувствовал?

- Хорошо стало. "Мультики" начались.

- А какие "мультики" ты видел?

- Всякие. Иногда страшные.

Буквально со второго раза Петя стал вдыхать клей один. Ему никто не нужен. И за него действительно страшно. Его лоб уже пробороздили морщинки, словно он прожил несколько жизней. Как многих других социальных сирот, Петю на все лето определяют в загородный лагерь. Только чем этого вихрастого "старичка" смогут заинтересовать вожатые? Кроме того, токсикомания - действительно особый вид наркозависимости. Скажем, чтобы отвадить шприцевого наркомана от зелья, важно вырвать его из порочной "субкультуры". С клеем все иначе. Специалисты утверждают, что "пересаженный" на новую почву токсикоман непременно начинает организовывать новый "кружок по интересам". Все дело в доступности препаратов. Поэтому лечить токсикомана лучше всего индивидуально. Чтобы не устраивать "симпозиумы по обмену опытом". Еще один момент. Если ребенок признался родителям, что нюхает клей, и те добровольно привели его к наркологу, то гарантируется анонимная помощь. В случае же составления протокола огласки не избежать. В аптеке можно приобрести тест на наличие в организме марихуаны и героина, клей "вычислить" гораздо сложнее. Его можно выявить в течение двух часов после вдыхания по анализу мочи в специальной лаборатории. Поэтому родителям, подозревающим неладное, остается в буквальном смысле слова принюхиваться к ребенку. Думаю, никому не нужно объяснять, какие изменения происходят в мозгу подростка, регулярно вдыхающего клей...

Количество официально зарегистрированных токсикоманов не так уж велико. Тем не менее не стоит забывать о подростках, которых "не поймали", и о тех, кто на подходе к группе риска. Может, стоит отвлечься от своих проблем и обратить внимание на собственных детей? Кстати, чем сейчас занимается ваш сын? Вы уверены, что знаете, где ваша дочь?

Мнение психолога

Павел БЕЗМЕН, семейный психолог

: - Среди основных причин детской токсикомании я бы выделил следующие. Естественная тяга к познанию мира. Либо чрезмерная опека родителей, либо полное ее отсутствие. Социальное окружение и подражательство у подростков. Реклама алкоголя, табака. Позитивный образ наркотиков в кино. И, наконец, просто судьба, как бы странно это ни звучало.

На мой взгляд, избежать этого печального опыта можно положительным примером родителей, открытой информацией о воздействии наркотических веществ. И самое главное: подростку нужно разумное внимание в семье, наконец, любовь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter