Небольшая перемена

Что заставит белорусские предприятия заняться инновациями?

Что заставит белорусские предприятия отказаться от ведения дел по старинке?

Внедрение инноваций — процесс крайне непростой. Как известно, все новое и непривычное на первых порах вызывает у человека неприятие, поскольку заставляет его отказаться от стабильности, вызывает определенный дискомфорт. Нечто подобное происходит и на уровне предприятий: зачем испытывать стрессы, если можно продолжать двигаться по уже освоенному пути? И только один фактор способен подстегнуть хозяйствующих субъектов к значительным переменам — желание выстоять в конкурентной борьбе. Это правило хорошо работает в условиях рыночной экономики, но, к сожалению, не у нас, когда большинству предприятий государство всегда готово подставить свое плечо.

«На фоне многих стран СНГ мы выглядим лучше, но нам еще многое надо сделать, чтобы хотя бы восстановить тот уровень научно-технологического потенциала, который был в советские годы», — заявил начальник Управления науки и инновационной политики Минэкономики Дмитрий Крупский, выступая на круглом столе, состоявшемся в рамках Ярмарки инновационных идей. Одна из проблем — недостаточное финансирование: за последние годы наукоемкость ВВП ни разу не превышала 1 %. А именно этот уровень считается минимально необходимым для развития научно-технологического потенциала. Попытки изменить ситуацию успеха пока не принесли. «Почему у нас так слабо идет процесс преобразования инноваций? Почему нет заинтересованности субъектов госсектора в отечественных разработках? Ответ прост: в условиях рыночной экономики ключевым стимулом для внедрения новшеств выступает конкуренция. У нас этот механизм работает только в отношении тех компаний, которые ориентированы на экспорт, а также субъектов малого инновационного предпринимательства», — считает Дмитрий Крупский.

На сегодняшний день около 300—320 организаций в Беларуси могут считаться инновационно активными. Это в 3 раза меньше среднего показателя по Европейскому союзу. Специалисты констатируют и постепенное снижение удельного веса отгруженной инновационной продукции в экспорте промышленных предприятий, объясняя это недостаточно активным использованием технологий 3-го и 4-го укладов.

Что же делается для усиления инновационной активности? Во-первых, формируется необходимая нормативно-правовая база. Как рассказал представитель Минэкономики, подготовлены и согласованы несколько проектов документов, многие из них уже внесены на рассмотрение в правительство. В частности, речь идет о проекте Указа «О некоторых мерах по стимулированию инновационной активности и коммерциализации объектов промышленной собственности». Этот документ предусматривает оказание государственной финансовой поддержки в виде инновационных ваучеров. То есть физическое лицо либо субъект малого предпринимательства может на безвозвратной основе получить до $ 20 тысяч на этапе проведения маркетинговых исследований и подготовки бизнес-плана и до $ 100 тысяч — на конструкторско-технологическом этапе. Если рассматривать существующие сегодня инструменты, все они подразумевают возвратность выделяемых средств.

Кроме того, разработан нормативный акт, который нацелен на развитие инновационной инфраструктуры. «Сегодня основная проблема, с которой сталкиваются субъекты инновационной инфраструктуры, прежде всего технопарки, заключается в том, что они не имеют финансовых ресурсов для своего развития, не могут привлечь достаточно квалифицированный персонал и выполнять свои функции», — пояснил Дмитрий Крупский. Поэтому предложение Минэкономики заключается в том, чтобы в первые 3 года деятельности предоставлять таким субъектам субсидии из бюджета на приобретение офисной мебели, на оплату услуг связи и Интернета, проведение текущего ремонта.

В целом инновационной экономике Беларуси остро не хватает кадров. Так, по оценкам ведомства, в этой сфере сегодня работает около 3 тысяч человек. Для сравнения: бухгалтеров у нас 450 тысяч, в сельском хозяйстве занято около 400 тысяч человек. «Речь идет о том, чтобы создать условия для роста численности занятых в этой сфере», — подчеркнул начальник управления. В связи с этим разработан проект указа о повышении статуса Белорусского общества изобретателей и рационализаторов до уровня республиканского общественного объединения, что позволит оказывать этому обществу государственную финансовую поддержку.

Специалистами также подготовлены Концепция формирования и развития наноиндустрии и план мероприятий по ее реализации. Сейчас эти документы дорабатываются рабочей группой, но фактически они направлены на создание инфраструктуры, обеспечивающей трансфер нанотехнологий, и материально-технической базы организаций, занятых производством нанотехнологической продукции. На глобальном рынке еще не появились товары, которые можно считать символом новой индустрии. Например, если рассматривать сектор информационных технологий, то такими символами являются и компьютеры, и программное обеспечение, и услуги Интернета. Что касается наноиндустрии, то она пока известна в основном наноматериалами и приборами. Однако, по прогнозам западных экспертов, примерно к 2015 году такие товары-символы должны появиться. У Беларуси есть задел на будущее: в сфере нанотехнологий занято сегодня около 27 организаций.

Впрочем, законодательные акты не могут стать единственным стимулом для развития инновационной сферы. Специалисты ожидают, что ее интересы будет в хорошем смысле лоббировать Ассоциация субъектов инновационного предпринимательства и инфраструктуры, которая будет создана в следующем году. Кроме того, предстоит заняться развитием материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры. «В бюджете средства на эти цели предусмотрены, но одной из причин, почему даже они не выбираются полностью, является то, что сотрудники технопарков не имеют навыков оформления соответствующих документов», — посетовал Дмитрий Крупский. Поэтому вопрос обучения кадров как на этом направлении, так и на других стоит одним из первых в повестке дня. В Минэкономики считают необходимым организовать подготовку повышения квалификации кадров в области проектного менеджмента, маркетинга инноваций, трансфера и коммерциализации технологий. Больше внимания следует уделить и обучению студентов, которые должны усилить кадровый потенциал инновационной сферы в ближайшем будущем. С тем, чтобы сократить технологическое отставание Беларуси от стран, захвативших лидерство в этом сегменте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter