Как работает теневой рынок драгоценных металлов и камней в Беларуси?

Небо в алмазах или в клеточку?

При развитой сети различных салонов, которые торгуют ювелирными украшениями, как ни странно, существует и теневой рынок драгоценных металлов и камней. В основном на нем представлены различные изделия из золота и серебра, которые нелегально ввозятся из Польши, России и Турции. Даже при сомнительном качестве этого товара (отсутствует пробирное клеймо) на него есть спрос: все дело в низкой цене, какую в легальных магазинах при всех их скидках не встретишь. Милиция отрабатывает каналы поступления «серого» товара в Беларусь, ведет планомерную работу по пресечению сделок. За 10 месяцев сотрудниками подразделений БЭП МВД выявлено 410 преступлений этой категории.


Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

Драгоценные минералы тоже выгодная «валюта»: при меньшем количестве (что удобнее для провоза) они в разы дороже золота, а стоимость с каждым годом выше. Но Беларусь камни обходят стороной. Почему? В числе различных причин главная — злоумышленники банально боятся.

Попытки сделать Беларусь рынком сбыта бриллиантов уже не раз терпели фиаско. По словам старшего оперуполномоченного по особо важным делам ГУБЭП МВД Ольги Загоровской, последний раз бриллиант-нелегал весом 1,4 карата был задержан в нашей стране в 2012 году. Его продавец (гражданин России) был осужден на пять лет лишения свободы. А чуть раньше перед судом предстали еще двое ловкачей, обвиняемые в нарушении Правил о сделках с драгоценными металлами и камнями в особо крупном размере. Один получил пять лет. Второй пошел на сотрудничество со следствием, изложил все обстоятельства дела и даже выдал одно кольцо с бриллиантом. Он был осужден на полтора года лишения свободы. 

Это финал. С чего же все начиналось?

В Минске есть фирмы, которые оказывают помощь иностранцам — студентам, беженцам, коммерсантам, желающим попробовать у нас свой бизнес. Люди поначалу не владеют даже языком. Надо встретить, расселить, заняться оформлением документов.

Степан Городнюк (здесь и далее имена изменены) сотрудничал с одной такой фирмой: кроме научной работы в своем вузе, он отвечал за размещение иностранных учащихся. Но заняться намибийскими бриллиантами предложили ему не студенты…

Больше двадцати лет педагог был знаком с Тарасом Гаврилюком, бывшим кадровым военным. Перед пенсией тот получил жилье в военном городке в Минской области, а потом перебрался в Киев. Как в Украине вовлекли бывшего военного в бриллиантовый бизнес, сказать трудно. Неизвестно также, кто первым проявил инициативу привезти в Беларусь драгоценности. Одно не подлежит сомнению: подельники были уверены, что это дело для них будет весьма прибыльным.

Роль Городнюка сводилась к тому, чтобы подыскивать в Беларуси купцов. Первым (и, как оказалось, последним), на кого он поставил, был гражданин одной из арабских стран, имевший свой строительный бизнес в Москве и пожелавший развивать его и в Беларуси. 

Богатого иностранца Городнюк обхаживал полгода: как экскурсовод возил по Минску, рассказывал о стране, показывал, консультировал. А на очередной встрече гид спросил, не интересуют ли состоятельного человека драгоценности, и продемонстрировал ему два бриллианта. С этого все и началось.

Восточный гость заинтересовался, согласился поговорить и о более крупной партии, только вначале ему нужно было посоветоваться с консультантом-оценщиком.

По поводу предложения Городнюка он обратился к земляку, уже давно проживавшему в Минске. Будучи человеком законопослушным, чтящим Уголовный кодекс государства, в котором живет, тот сразу оценил. Но не бриллианты, а ситуацию: попахивает криминалом, и лучше будет обратиться в милицию. Так оба и поступили, придя в ГУВД столицы.

Побеседовав с иностранцами, оперативники службы БЭП поняли, что бриллианты отнюдь не какая-то далекая перспектива. Они уже завезены в нашу страну и ждут своего покупателя, а продать драгоценности — дело техники, не одному, так другому, поскольку в разы дешевле номинальной стоимости. Еще немного — и отследить ситуацию будет сложнее: незаконные сделки будут совершаться, милиции останется лишь разводить руками. А посему нужно действовать.

Такой состав преступления, как незаконная сделка с драгметаллами и камнями, инкриминировать непросто, поясняет Ольга Загоровская, необходима крепкая доказательная база, а это работа не одного дня. Словом, в данной криминальной ситуации нужно было тянуть время. Три месяца шли переговоры, обсуждались цены, перспективы сотрудничества, просматривались фотографии ювелирных изделий, документы на них…

Пока с продавцами шла игра, от них же оперативники все больше узнавали о бриллиантовом бизнесе, каналах, способах транспортировки через границу…

Выяснилось, что сырье поступало из Африки (сразу оговоримся, речь лишь о теневой стороне бизнеса). А в бриллианты алмазы превращались уже в мастерских других стран. К примеру, в Украине, где это теневое ремесло поставлено на широкую ногу, работает сеть полулегальных предприятий по обработке и огранке. Там изделию присваивался номер, его фотографировали и выдавали паспорт с официальным заключением специалиста…

Неизвестно, сколько людей заразилось «бриллиантовой лихорадкой» в стране-соседке, но личности двоих наших соотечественников благодаря усилиям оперативников БЭП стали известны.

Первая встреча по поводу камушков произошла в июле. В августе в одном из торговых центров Городнюк продемонстрировал «покупателю» четыре кольца с бриллиантовыми вставками по карату каждая. В сентябре из Киева прилетел Гаврилюк. Оговорили окончательные условия сделки, место. В офисе в центре Минска пришли к консенсусу. Там же речь зашла о грядущих поставках, уже на миллионы долларов. А на выходе из банка, куда зашли проверить аванс — 145 тыс. долларов, всех и задержали.

Во время обыска у киевлянина была изъята тетрадь с записями об ассортименте и рентабельности черного промысла. Из них было видно, что за полгода Тарас Гаврилюк реализовал более сорока изделий. Это были операции на сотни тысяч долларов на территории разных стран. Каналы сбыта вели в Западную Европу, в Среднюю Азию, в Закавказье… Следующей целью была Беларусь. Но у нас не вышло. Говоря юридическим языком, по не зависящим от городнюков и гаврилюков обстоятельствам.

Чем чревата подобная сделка, пройди она гладко? Сперва это были бы бриллианты, а потом, к примеру, радиоактивный плутоний. Попробовали же в свое время привезти в нашу страну осмий (цена на черном рынке от 60 до 200 тыс. долларов за грамм). Этот элемент используется для изготовления атомной бомбы. В Беларуси он, конечно же, не нужен. Но его очень хотели заполучить, например, эмиссары Хаттаба, чтобы отомстить за смерть боевика ядерным оружием…

Другой аспект — экономическая безопасность страны. Подобная преступная деятельность, обращает внимание Ольга Загоровская, наносит ущерб отечественному производству ювелирных изделий, торговым организациям, имеющим лицензии на совершение операций с драгоценными металлами и камнями и отчисляющим налоги. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что вокруг подобного «бизнеса» всегда будет нечисто — войны за сферы влияния, уголовщина. Известно, что больше других крови именно на алмазах. Увы, как и деньги, они не пахнут.

Пресечение очередной попытки незаконной сделки продемонстрировало, что белорусские стражи порядка начеку. В мире криминала информация разлетается быстро, и, как показала последующая статистика, «Атас!» из Минска был услышан.

Александр СТРИГАЛЁВ, УИОС МВД
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter