Небесная механика

Как ни удивительно, мир вокруг нас меняется, а мы — нет. В глобальном смысле. И в частностях тоже...
Как ни удивительно, мир вокруг нас меняется, а мы — нет. В глобальном смысле. И в частностях тоже. Вот, например, как не любили черных котов, пустых ведер, так и не любим. Как опасались числа 13, так и опасаемся. Хотя, казалось бы, мы почти везде проникли, почти все познали. Что же такое происходит? Давайте поговорим об этом с преподавателем Института теологии БГУ, священником Свято–Духова кафедрального собора Александром Шимбалевым.

— Главная причина живучести суеверий хорошо известна — недостаточный уровень образования. Такие люди просто не умеют найти объяснения происходящим вокруг событиям.

— С вашей точки зрения, объяснения должны быть научные или богословские?

— И первое, и второе. Одно другому помогает. К сожалению, сегодня в школе подросток вызубривает какой–то материал, но недостаточно учится мыслить. Это самая большая проблема, и с ее последствиями мы еще столкнемся.

Помню своего университетского профессора, преподававшего сложнейшие математические курсы — небесную механику, теорию вероятности. Он приходил в аудиторию и спрашивал: «Что я должен вам читать?» — так как был очень пожилым и забывал тему очередного занятия. Ему напоминали. Тогда профессор несколько минут стоял, думал, а потом начинал писать на доске сложнейшие системы уравнений. Он любил повторять: «Зачем мне что–то запоминать, если я могу это вывести».

Суеверия основаны на элементарной неграмотности. Возьмем недавнюю дату — 6–е число 6–го месяца 2006 года. Судя по разгоревшемуся ажиотажу, люди просто не знают, как устроено летосчисление. Потому что, если бы знали, не занимались бы такой глупостью. Все календари придуманы. Причем тот, по которому мы живем, эклектичный. Он складывался на протяжении тысячелетий и впитал в себя разные традиции. Посмотрите на названия месяцев. Сейчас июнь. Название пришло из Древнего Рима, где поклонялись богине Юноне. А последние месяцы? Сентябрь в переводе с латыни — «седьмой», у нас же он по счету — девятый. Октябрь — «восьмой», в нашем календаре — десятый. У римлян год начинался в марте — отсюда и названия. Кстати, в древности на Руси Новый год отмечался в сентябре. И наш сегодняшний шестой месяц там был совсем другим по счету. Когда узнаешь все это, всякая мистика пропадает.

Возьмем теперь 2006 год от Рождества Христова. Во–первых, нет здесь трех шестерок подряд. Но коль уж люди так боятся, рассмотрим проблему. Наша эра высчитана только в 525 году. А до того в Европе пользовались эрой Диоклетиана, на Востоке — эрой от сотворения мира. И по той, и по другой версиям — теперь никак не 2006 год. Но даже эра от Рождества Христова, вполне вероятно, высчитана не совсем точно. Несколько лет вызывают сомнения у богословов и историков. Потому что в Евангелии не указана точная дата рождения Иисуса. И здесь мы видим только человеческую попытку осмыслить историю.

— Сейчас пышным цветом расцвело увлечение нумерологией.

— И снова все происходит от неграмотности. Изначально нумерология возникла из особенности древнееврейского алфавита, где цифры и буквы обозначались одними и теми же знаками. Поэтому всякую цифру можно было прочитать, а букву сосчитать. Этим пользовались каббалисты. В Апокалипсисе Иоанна Богослова число 666 именно в таком контексте и применяется. Там, в оригинальном тексте, стоят еврейские буквы. Но сегодня мы пользуемся совсем другими цифрами, которые никак не читаются. К тому же у евреев практиковалась шестидесятеричная система счета, у нас теперь — десятеричная. Таким образом, уже в самих цифрах заложен иной смысл. Тогда что мы хотим сегодня из трех шестерок получить? По этому поводу высказались виднейшие богословы: цифры, используемые в бытовом исчислении, никак не могут быть соотнесены с числом, названным в Апокалипсисе.

В Европу нумерология пришла из каббалистических трудов. Это очень глубокие мистические тексты на древнееврейском, арамейском языках, при создании которых использовался алфавит Пятикнижия Моисеева. В них имена патриархов, праотцев имеют особый смысл, что при переводе полностью теряется. Для нас Адам — и Адам, Ева — и Ева. Но Ева — мать, Адам — человек. Поэтому, прочитывая текст со знанием имен, человек открывает иной, зашифрованный смысл.

Вот смотрю я книги по нумерологии XIX века, написанные во Франции — в то время рассаднике оккультизма. Итак, какой–то местный оккультист желает еврейскую нумерологию пересадить на французскую почву. Как он поступает? Берет французский алфавит, выписывает его и возле каждой буквы ставит по порядочку цифры — получилась нумерологическая система во Франции. Потом французская книга переводится на русский язык, где, в свою очередь, цифры расставляют над каждой буквой русского алфавита. Кстати, первые нумерологические книги переводились до революции, когда русский алфавит содержал много букв, позднее выброшенных. И сегодня они переиздаются в адаптированном варианте, то есть без неупотребляемых ныне букв. Но те тоже какой–то цифре соответствовали. Где же тогда логика? Ее нет. Осталась игра. Но игры с нумерологией — вредные. Потому что в них присутствует обман, которому люди почему–то склонны верить. Подстраиваясь под него, даже начинают менять свою жизнь, искать партнеров, высчитывая нумерологические значения имен и не понимая, что вся сегодняшняя нумерология — колосс на глиняных ногах.

— Но мы помним недавнее смятение верующих из–за личных номеров в паспортах.

— Это другой вопрос. Существует специальное постановление богословской комиссии, в котором даются соответствующие разъяснения. Здесь церковь выступает против глобализации в ее отрицательных проявлениях, против тотального учета и контроля.

— Предрассудки живучи. Суеверия присутствуют даже в церковной жизни. Например, один верующий не наденет принадлежавший кому–то ранее крестик, чтобы «не нести чужой крест» по жизни. Другой, наоборот, уверен: случайно найденный крестик — добрый знак.

— У нас нередко каждый выдумывает сам что захочет. На деле нет никакого мистического смысла в том, чей крест носить. Главное — крест, символ нашего спасения, символ жертвы Иисуса Христа ради людей. От креста не бывает никакой беды или несчастья.

— Значит, кресты, в том числе нательные, можно передавать по наследству?

— Конечно. У меня самого такой есть. Я им очень дорожу. Он — память о моих предках.

— Еще некоторые боятся надеть на ребенка крестик с распятием: мол, будет мучиться всю жизнь.

— В отличие от ювелирных, церковные мастерские изготавливают кресты именно с распятием. Иначе церковь считает этот символ веры не совсем корректным. Самое правильное и простое — приобрести крестик в церкви, тогда точно не ошибетесь.

— Существует немало суеверий, связанных со свечами. Например, боятся, чтобы вдруг не погасло пламя. Ветерок пробежал, а у человека — душа в пятки.

— Это значит, вера у него слаба. Вместо того чтобы отдаться молитве, он обращает внимание на совершенно необоснованные приметы. Свечи часто гаснут. Потому что в храме собирается много людей, становится душно, открывают двери, образуется сквозняк. Потом не всегда свечи качественные, попадаются с плохими фитилями. Тогда они трещат и гаснут. Молва же придумывает, что если свеча трещит, то «негативную энергию» сжигает. А потухла — особый знак. Все объясняется плохим качеством свечей. И ничем иным. Никакой мистики с точки зрения физики.

— Еще распространенное суеверие: мол, ты поставил свечку, а придет какая–нибудь недобрая душа, погасит ее, и будет тебе оттого несчастье.

— Не будет. Это вера в примитивную магию. Но для христианина никакая магия не действенна. Он находится под защитой Господа. И все. А недоразумения происходят снова–таки от слабоверия. Надо не только креститься в церкви, но и изучать богословие, церковную историю.

— Может, для простого верующего — слишком высокое требование?

— Покупая пылесос или телевизор, прежде чем нажимать кнопки, мы изучаем инструкцию. Долг настоящего христианина — не только пребывать в молитве и приобщаться к церковным таинствам, но и постоянно повышать свой духовно–образовательный уровень. Надо больше читать. Есть немало книг, поучений, написанных специально для людей, не особо сведущих в богословии или христианской этике. Издается литература, понятная даже ребенку. А иначе люди переносят свое примитивное язычество в церковь. И тем самым смущают не только собственный ум, но и тех, с кем общаются. Я всегда советую прихожанам не слушать различные выдумки. Если возникают сомнения, поговорите со священником. Но именно с ним, а не с уборщицей в храме. А то у нас — пришли в церковь и сразу с расспросами к какой–нибудь бабке. А что она может знать? Даже если 40 лет проработала в церкви, от этого ее богословское образование не повысилось. Когда вы приходите в юридическую консультацию, не консультируетесь же со сторожем или вахтером. А в церкви почему–то так поступают.

У нас в минских храмах дежурят священники. В Кафедральном соборе, например, с 8 утра до 5 вечера, кроме воскресенья. Пожалуйста, приходите и беседуйте.

— В деревнях традиционной популярностью пользуются знахарки, шептухи. Они и ребенка от испуга полечат, и корову, если надо, дадут травки от ревматизма или головной боли — короче, первая помощь на дому. В котором обычно висят иконы.

— Собирание трав никогда не считалось вредным. Искусство применять целебные свойства растений лежит в основе медицины. Но если процесс сопровождается заговором, шепотом, то он уже вредный, считает церковь. Я просматривал книги с подобными текстами, анализировал... Нет ничего хорошего. А рассуждения о какой–то эффективности — некие паранаучные изыскания.

— Но если человеку реально помогают?

— К нам в храм практически каждый день обращаются люди, до того общавшиеся с различными экстрасенсами. Результат получился противоположный ожидавшемуся.

— Не кажется ли вам, что сегодня в значительной степени распространено потребительское отношение к церкви? Надо, например, мне сдать экзамен — иду в храм.

— К сожалению, случается и такое. Как бы совершается сделка: ставлю свечечку и ожидаю за это помощь. Да, у Бога всегда нужно просить. Сказано: «Просите и дастся». Но в то же время апостол Павел говорит: «Господь молитвы грешников не слышит». Что значит не слышит молитвы людей, которые грешат и не каются. Они пришли, только чтобы что–то получить. Только в глубоком покаянии, в посте, молитве человек должен обращаться к Богу, если хочет, чтобы Господь действительно помог ему. Человек сам несет свой крест. Спасение — глубоко индивидуально.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter