«Не знать творчество Шопена, Бетховена, Баха так же стыдно, как не знать Пушкина, Чехова, Купалу...»

С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ руководителем Белорусской государственной филармонии, заслуженным артистом Республики Беларусь, профессором Белорусской государственной академии музыки встречаемся в его кабинете. На рабочем столе Юрия ГИЛЬДЮКА множество папок с документами, каждые тридцать минут звонит телефон, где-то за стеной слышится фортепианная музыка, на стеллаже — ноты, новые сочинения, которые принесли композиторы. И… коллаж афиш, с которых смотрят воспитанники Юрия Николаевича — его ученики, друзья, те, кем он гордится. А как началась карьера самого художественного руководителя Белгосфилармонии? С этого начинаем наш разговор.

Билеты на концерты классической музыки должны быть доступны, да и самим музыкантам надо чаще бывать в провинции, убежден художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Гильдюк

С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ руководителем Белорусской государственной филармонии, заслуженным артистом Республики Беларусь, профессором Белорусской государственной академии музыки встречаемся в его кабинете. На рабочем столе Юрия ГИЛЬДЮКА множество папок с документами, каждые тридцать минут звонит телефон, где-то за стеной слышится фортепианная музыка, на стеллаже — ноты, новые сочинения, которые принесли композиторы. И… коллаж афиш, с которых смотрят воспитанники Юрия Николаевича — его ученики, друзья, те, кем он гордится. А как началась карьера самого художественного руководителя Белгосфилармонии? С этого начинаем наш разговор.

— Сам я — из музыкальной белорусской семьи. Детство мое проходило в Гродно. Отец мой, Николай Георгиевич, — скрипач, работал директором в музыкальной школе. Родился он в деревне Дубравы Молодечненского района. Это недалеко от Вязынки — родины известного белорусского песняра Янки Купалы. Помню, проводил в Дубравах все лето. Дед мой, кузнец, к труду сельскому приучал. Мы, дети, отлично знали, что такое косить траву, заготавливать сено на зиму, пасти скот. А моя бабушка жила все время в деревне Новый двор, что в девяти километрах от Радошковичей. Моя мама в свое время работала там учительницей начальных классов...

— А когда вы сами почувствовали тягу к музыке?

— Сколько себя помню, меня волновал и интересовал этот вид искусства. В Гродненскую музыкальную школу пришел в шесть лет. Меня привел туда отец. В 1962 году, после семи лет учебы, выдержав экзамен, поступил в 8 класс 11-летки при Белорусской государственной консерватории в Минске, сейчас это колледж-лицей при Академии музыки. Начал учиться у замечательного педагога, профессора Ирины Александровны Цветаевой. Потом она стала моим преподавателем в консерватории. Ну а когда окончил Белорусскую государственную консерваторию, поступил в Московскую консерваторию — в класс профессора, доктора искусствоведения Якова Исааковича Мильштейна.

В Минск вернулся работать сначала в колледж при Академии музыки, с маленькими детьми там занимался. Учениками, которых вырастил, горжусь. К примеру, Андреем Сикорским — сейчас он один из ведущих педагогов Белорусской государственной академии музыки и солист Белгосфилармонии. Когда же пришел в консерваторию, возглавил кафедру концертмейстерского мастерства. Пианист ведь не только солист, но еще и концертмейстер, аккомпанирующий певцам, инструменталистам, дирижерам, камерным оркестрам. Это было очень интересно. В этой должности проработал 7 лет. А в 1983 году меня пригласили работать художественным руководителем филармонии. И так — вот уже 30 лет… (Задумался)

— Для меня тогда это была еще одна высшая школа мастерства, — продолжил Юрий Николаевич. — Здесь работали великие органисты и солисты, дирижеры, основатели многих коллективов, такие как Юрий Ефимов, Виктор Дубровский, Владимир Мулявин, Олег Янченко, Юрий Целюк, Иосиф Жинович и другие. Позже сюда пришли народные артисты Беларуси Михаил Казинец, Александр Анисимов, Людмила Ефимова. Все они — замечательные талантливые люди, которые много сделали для белорусской музыкальной культуры.

Сегодня в филармонии 19 коллективов. За прошедшие годы ничего не потеряли — это наше самое большое достижение. Белорусская государственная филармония  уникальна на просторах СНГ, подобной нигде нет! Обычно есть один симфонический оркестр, гастролирующее бюро, которое работает над приемом солистов и обменом программ. Мы же можем работать автономно, потому что у нас разные жанры: симфонический оркестр, камерный оркестр, народный оркестр имени Жиновича, два хора — камерный и академический, замечательный струнный квартет, потрясающая вокальная группа «Камерата», которая поет фольклор, джаз, фольклорные коллективы «Свята» и «Купалинка», у нас большой отдел, который называется «Филармония для детей и юношества».

Мы работаем по школам, детским садам, по учреждениям, которые готовят будущих наших зрителей, а то и будущих музыкантов. Ставим ежегодно около 1500 концертов по республике, в том числе в селах, агрогородках. Без преувеличения могу сказать, что в Минской области мы охватили все. Раньше, когда это была единственная филармония в республике, работали по всей стране. Сейчас тоже гастролируем по Беларуси, но маленькими составами. Ведь, чтобы обеспечить гастроли симфонического оркестра, например, в Гомель, нужно 60—70 миллионов рублей.

Я — за воплощение композиторских идей и раскрытие какого-то видения музыкального искусства, за индивидуальность, чтобы это было ни на что не похоже, чтобы это было, образно говоря, восклицанием общего выражения, чтобы в высшей степени было искусно сделано.

Среди моих учеников  много лауреатов конкурсов. И они работают в филармонии: Александр Поляков, Юлия Архангельская, Андрей Сикорский, о котором уже говорил, Андрей Поначенко (показывает коллаж с афишами. — Прим. авт.). В апреле в большом зале филармонии был концерт моего класса, посвященный моей 40-летней деятельности в искусстве, — это было, конечно, интересно. Я тоже появляюсь в афишах, иногда мы сотрудничаем с симфоническим оркестром, со струнным квартетом. Работаем дуэтом вместе с солистом филармонии Геннадием Забарой. Около 30 лет назад мы с ним объездили весь Советский Союз. Имел счастье выступать с Натальей Герасимовой, народной артисткой Советского Союза (сопрано), с замечательной скрипачкой Ольгой Пархоменко, заслуженной артисткой Украины, лауреатом четырех международных конкурсов, ученицей самого Давида Ойстраха, которая работала здесь, и многими другими. Очень люблю выступать и с молодыми музыкантами, потому что это всегда нечто новое.

— Что, как вы считаете, нужно, чтобы из молодого музыканта вырос известный артист?

— Мало одного таланта. Очень многие талантливые люди не могут себя раскрыть по-настоящему, стать вторым Спиваковым или Башметом. Необходимо бесконечно много заниматься и совершенствоваться. Мы восхищаемся Викторией Азаренко, теннисисткой, которая потрясающе играет в высочайших турнирах, а за этим ведь стоит колоссальный труд, бесконечные многочасовые тренировки каждый день. То же самое — сидеть за фортепиано. Нужно многое изучать, и не только музыку, но и литературу, живопись, архитектуру, оперную музыку, потому что это все сопряжено с искусством звука. Даже опытному музыканту нужно заниматься хоть по часику в день.

— Многие ваши коллеги из Белгосфилармонии не воспринимают эстрадную музыку. А вы?

— Музыка бывает только хорошая или плохая. Конечно, сейчас очень много музыки второсортной, которая сопровождает нас везде: в поезде, самолете, такси, магазине. Думаю, это фон. Музыку надо слушать в полной тишине. Даже хорошую эстрадную. Я не против отличных джазовых концертов, замечательных солистов, не против Джо Кокера, Пола Маккартни, ансамбля «Биттлз», других великих музыкантов, которые действительно сделали эволюцию в эстрадной музыке. Сам дружил с «Песнярами» и до сих пор остаюсь их коллегой. А разве можно не любить песни Игоря Лученка или Эдуарда Ханка, которые так популярны в народе? Есть хорошие образцы музыкального творчества, а есть такие, на которые не стоит обращать внимания. Они и сами уйдут. Вечными будут Чайковский, Бах, Бетховен. Мое кредо — это классическая музыка.

— А ведь есть люди, которым и не приходилось слушать классику… Как привить любовь к такой музыке?

— В Нью-Йорке, Париже, Вене, Варшаве, Киеве существует несколько радиопрограмм только классической музыки. У нас вообще таких нет, а жаль. Передают популярную музыку, эстрадную. Правда, есть канал «Культура» белорусского радио, на котором иногда можно услышать классическую музыку.

— Раньше в школе уроки музыки проводились до седьмого класса, теперь же они остались только в начальной школе…

— Музыка никому не мешала в развитии. Не знать творчество Шопена, Бетховена, Баха так же стыдно, как не знать Пушкина, Чехова, Байрона, Купалу. Ведь это принадлежит всему человечеству. Это очень важно, и если человек чего-то не знает из большого искусства, значит, он чуть-чуть обеднен. Надо обязательно чем-то это восполнять. Я бы ввел не только уроки музыки в школе, но и шахматы, во многих странах они есть.

Лично я убежден — билеты на концерт академической музыки должны сохранять свою доступность для ее почитателей. Да, настоящее искусство стоит дорого.  Но нельзя делать его элитным, недоступным обычному человеку. И пусть меценатство и спонсорство только зарождаются в нашей стране, но оно уже есть. Мы и сами чувствуем, что не должны висеть на плечах у государства. Но без него не проживет пока ни один симфонический оркестр, ни один музыкальный коллектив. Мечтаем создать Попечительский совет. Уже знаем, кто мог бы войти туда, но все время нам не хватает каких-то последних усилий...

— Признайтесь, проще организовать поездки из глубинки в Минск, чтобы послушать концерт, чем гастролировать?

— Действительно, легче собрать, привезти на автобусе людей в наш концертный зал и здесь, в идеальных акустических условиях, дать концерт. Но нельзя не гастролировать в самые отдаленные уголки Беларуси. Нельзя не ездить к народу. Мы участвуем в таких мероприятиях, как «Дажынкі», выступаем в фестивалях, например, в фестивале «Мастера искусств — труженикам села». Но постепенно все вытеснила эстрада. Может быть, это и ближе народу, но я знаю, что классическую музыку слушают с удовольствием.

Не думаю, что организация концертов в маленьких городах представляет собой трудности. Важна активность людей на местах, и поиск таких руководителей, которые способствуют культурному прогрессу, стремятся пригласить музыкантов в свою деревню, маленький городок. Надо, чтобы у людей был выбор, на что сходить: послушать фольклор, джаз, романс, певца или струнный квартет.

Виктория КОРШУК, «БН»

В ТЕМУ

Белорусская государственная филармония открыла новый, 76-й, сезон.

В этом году программа обещает стать еще ярче: отреставрировали 50-летний орган Большого зала. Один из крупнейших органов в Европе долго находился в «замороженном» виде.  Министерство культуры выделило к юбилейному сезону деньги для реставрации. Немецкая фирма выиграла тендер на ремонт.

А 26 сентября Белгосфилармония отпразднует 85-летие государственного симфонического оркестра. В концерте-поздравлении примет участие Ирина Крикунова (сопрано, Россия).  В этом сезоне отметят юбилеи и государственный камерный хор, и ансамбль народных инструментов. В декабре пройдут праздничные выступления в честь 80-летия Союза композиторов Республики Беларусь.

В начале октября откроется Международный фестиваль Юрия Башмета. Он запомнится сольными концертами всемирно известного пианиста Николая Луганского, легенды скрипичного искусства Максима Венгерова, выступлением камерного ансамбля «Солисты Москвы», обладателя премии «ГРЭММИ», и многим другим.

После стартует ХХХІХ Международный фестиваль искусств «Белорусская музыкальная осень», который продлится до 3 ноября. В ноябре пройдет Международный конкурс исполнителей на струнных смычковых инструментах им. Михаила Ельского. В феврале — III Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает».  Циклы концертов «Джазовые вечера в филармонии», «Шедевры мирового органного искусства» тоже в программе 76-го сезона.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter