В Правительстве Беларуси подвели итоги внешнеэкономической деятельности за первые два месяца

Не ждите покупателей. Ищите их сами

В Правительстве подвели итоги внешнеэкономической деятельности за первые два месяца
Классические вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в кризисное время приобретают особую коннотацию. И хотя ответы на них Правительство находит с завидной регулярностью, удручает другое: пока руководство страны пытается отыскать пути выходы из тупика, специалисты на местах больше напоминают страусов, прячущих свои головы в песок. Странно, но ответственности на себя никто из руководителей брать не желает.



О том, что нынешний год для производителей будет непростым, впервые заговорили, наверное, еще в начале прошлой осени. И ничуть не ошиблись. Сейчас, анализируя итоги внешнеэкономической деятельности за первые два месяца, в Правительстве признают: экспортные рынки сужаются, риски извне возрастают, а продажи нашей техники, потребительских товаров и продовольствия сокращаются. Как итог, падение объема экспорта за январь—февраль составило 22,7 процента, спад промышленного производства в первом квартале — 7,3 процента. Объем складских запасов за первые три месяца года увеличился на 6,2 триллиона рублей. 

Премьер-министр Андрей Кобяков на заседании Сов­мина по итогам внешней торговли товарами и диверсификации экспорта за январь—февраль был категоричен: несмотря на положительное сальдо, сложившееся во внешней торговле, количественные показатели по экспорту и его диверсификации у нас полностью провалены. В числе явных аутсайдеров оказались нефтепродукты, мясная и молочная продукция, сельхозтехника… Короче, все  наши стратегические направления. 

Да, приходится признать: ситуация на внешних рынках успешным продажам никак не способствует. Самый близкий торговый партнер — Российская Федерация — переживает далеко не лучшие времена. В условиях кризиса местные производители всеми силами защищают внутренний рынок, и пробиться извне на него становится все сложнее. А если прибавить сюда еще протекционистские меры, принимаемые отдельными ведомствами… 

Впрочем, искать причины неудач всегда проще не в своем доме. Руководство многих предприятий привыкло списывать проблемы и неурядицы на главу Россельхознадзора Данкверта и его команду, на девальвацию российского рубля, на непростую конъюнктуру на внешних рынках. При этом вопросам качества и поиску новых рынков сбыта уделяется по-прежнему недостаточно внимания. И хотя экспорт в Россию немного замедлился, в структуре внешних поставок на восточную соседку приходится почти треть. В Правительстве ставят задачу активнее переносить центр тяжести в экспортной политике  на другие регионы. 

Министр иностранных дел Владимир Макей не скрывает: по-прежнему немало нареканий со стороны иностранных потребителей на качество нашей сельхозтехники и полное отсутствие сервисного обслуживания. Иностранные покупатели сегодня избалованы. О каких продажах можно вести речь, когда западные производители реагируют на любую поломку молниеносно? А неразворотливость, безынициативность и лень маркетологов и специалистов по внешнеэкономической деятельности на предприятиях лишь усугубляют ситуацию. Сегодня у многих производителей нет стратегии сбыта, современные маркетинговые технологии практически не используются, слабо задействованы электронные площадки, у некоторых компаний сайты по несколько лет не обновлялись, замечает Владимир Макей. По этому поводу МИД предложил ряд мер по активизации работы в сфере внешнеэкономической деятельности. Помимо рекомендации Минторгу и Белорусской универсальной товарной бирже активно использовать электронные площадки, Парку высоких технологий — оказать помощь в обновлении сайтов, в ведомстве порекомендовали  детально проверить работу маркетинговых служб всех предприятий-экспортеров. Кроме того, предложено сформировать экспертные группы, куда бы вошли представители компаний, поставляющих продукцию за рубеж. Такие группы могли бы выезжать на новые перспективные рынки и на месте решать многие вопросы. 

Результаты первых трех месяцев доказывают: ожидать, когда покупатели сами понесут деньги производителям, не стоит. Ведь не зря успех мировых брендов показывает: выигрывает тот, кто вкладывает в продвижение. Особенно это правило хорошо работает во время кризиса.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter