Не втиснуть облако в аквариум, а литературу - в рамки

В середине 80-х у минских вольнодумных интеллектуалов пользовался популярностью мультфильм, называющийся, если мне не изменяет память, "Не шуршать!".
В середине 80-х у минских вольнодумных интеллектуалов пользовался популярностью мультфильм, называющийся, если мне не изменяет память, "Не шуршать!". В кучах осенних листьев живут забавные веселые существа - Шуршики. Им бы все шуршать-озорничать... А дворник ходит с метлой и тихо их ненавидит.

В осеннем листопаде литературы хватает и Шуршиков, и тех, кто кричит им: "Не шуршать!" Недавно попал мне в руки свежеизданный "лiтаратурна-мастацкi праект "Тэксты" номер 1. Собственно говоря, ни один из основных авторов проекта для меня не является таинственным незнакомцем. Змитер Вишнев, главный редактор, Валентин Акудович, Илья Син, Юрась Борисевич, Игорь Сидарук, Сергей Минскевич... Короче, цвет белорусского литературного авангарда. Разумеется, последний термин я употребила весьма условно, за неимением более точного, поскольку самоназваний тут присутствует, возможно, больше, чем текстов. Например, "Другi фронт мастацтва" и "Schmerzwerk", под каковыми "шыльдамi" и изданы "Тэксты". Подобные издания обычно весьма пестры, собирая под обложкой все более-менее подходящее под обозначение "неформальной литературы". Не исключение и "Тэксты", где рядом с классическим "театром абсурда" Лявона Вольского имеет место вполне вписывающееся в "интерьер" многих литературных изданий эссе Андрея Гуцова, а с "бум-вольк-драмой" Игоря Сидарука соседствует серьезная статья Юрася Борисевича о проблемах перевода. Но основную идею проекта обозреть нетрудно: попытка обрисовать историю белорусского литературного авангарда как самой лучшей и перспективной части литературы и обозначить свою прописку в нем. Как правило, свой "участок" считается самым прогрессивным, соседние умеренно критикуются как менее прогрессивные, а "традиционная" литература если и упоминается, то в качестве материала для "стеба".

Как всякое уважающее себя явление, наш авангард пытается выстроить внутри себя иерархию и, как ни странно, "упорядочиться", обрасти датами и знаковыми фигурами. Презентуемое Змитером Вишневым объединение "Schmerzwerk", получившее название, видимо, в результате совместных проектов с немецкими литераторами, этакий "шпацыр па целе лiтаратуры у вайсковых ботах", вроде как преемник движения "Бум-Бам-Лит", которое объявляется исторически отжившим, но сыгравшим свою революционную роль... Для неосведомленных поясню: "Бум-Бам-Лит" - молодежное авангардное движение, возникшее в 90-х. "Идеология" - преимущественно постмодернизм, главный "идеолог" - философ Валентин Акудович, "знамя" - "бэушный" тазик, "серое солнце" бумбамлитовцев, торжественно выносимое на сцену во время выступлений, дабы некто, чаще всего гуру Акудович, произвел ритуальный удар в звонкое помятое днище... И получилась наглядная иллюстрация тезиса "Бум - звук, Бам - эхо, Лит - литература". А были еще логоформисты из объединения "Вулей", "Тэатр псiхiчнай неураунаважанасцi", "Тэатр Мiстычных Оргiй", да кого только не было - и есть... У нас имеется уже достаточно развитый литературный авангард, внутри которого свои течения. Готовится объемная энциклопедия "Бум-Бам-Лита"... Появляются новые, живут старые издания - "рARTyzan", "Зямля N", "Топас", "Nihil", "Памiж", "Вясковыя могiлкi", "Люмiнал", "Белачка", "ХНЮ", "Мухабойка", "Выгребная яма", "Говорящий троллейбус"...

Все разные, особенно по художественному уровню, но одинаково не любящие "норму". Это не вся литература, но это явление культуры, которое, разумеется, проще не замечать, но разумнее ли? "Выпендриваться" (по мнению обывателей), творчески освобождаться (по мнению пиитов) последние начали еще во времена незапамятные... Ну а ХХ век это еще и узаконил. "Язык был дан человеку затем, чтобы он нашел ему сюрреалистическое применение", - заявлял в "Манифесте сюрреалиста" Андре Бретон, предлагавший составлять произведения из случайно взятых газетных заголовков и ориентироваться на "освобожденное мышление" сумасшедших. "Синтаксис надо уничтожить, а существительные ставить как попало, как они приходят на ум", - стояло пунктом первым в "Техническом манифесте футуристической литературы" Филиппо Маринетти. Появлялись подобные высказывания и в 60-х годах прошлого века. Появляются и ныне, хотя не всегда такие радикальные... Для наиболее снисходительных все это - питомник для будущих "нормальных" писателей, которые должны перерасти юношескую игру в словотворчество. Для иных - просто литературное хулиганство. Тем более что рядом с "приколами" от действительно талантливых появляются случайные практикования случайных людей.

С другой стороны, ругать "неформалов" - тоже чревато, немудрено прослыть консерватором. Но ведь не одни юнцы переходят по другую сторону баррикады логики. И так было всегда. Литературу так же невозможно втиснуть в рамки школьной программы, как облако в аквариум. Не стоит уподобляться дворнику, орущему: "Не шуршать!" Ведь даже этот суровый герой мультфильма в конце концов понял, что без Шуршиков ему тоже будет скучно, и листья превратятся в обыкновенный мусор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter