Не всякое зернышко стоит выделки

Картинка из дачной жизни.
Картинка из дачной жизни.

Муж выгребает из теплицы пораженные фитофторой почерневшие помидорные плети со скукоженными зелеными завязями безвременно погибших плодов и сердито выговаривает жене

: - Какого черта мы надрываемся тут каждое лето? Ну нет толку ни от твоих помидоров, ни от сладкого перца! Все, хватит: засею газон травой, посажу березу - будем отдыхать на фазенде, как люди.

Супруга, однако, бодро возражала

: - Подумаешь, пропало, мы же не для урожая старались, а из любопытства, вырастет ли, а физическая нагрузка нам с тобой очень полезна.

Дело, конечно, семейное, без нас разберутся, что им на своих грядках делать, а что нет. Однако сценка из личной жизни очень напоминает нечто куда более важное. Я насчет урожайности: где и по сколько по стране на круг выходит. Если племзавод "Кореличи" достиг рекордных намолотов в 61,3 центнера, если в эти дни пресса славит Вячеслава Шарапа (опять же из знаменитого агрокомбината "Снов"), экипаж которого вошел в состав "трехтысячников", то по поводу этих фактов разговор один. А вот когда встречаешь данные об урожайности в 17 центнеров с гектара - разговор другой (в Петриковском районе Гомельщины именно такой случай попал в зону внимания Президента).

Бывали времена, когда приходилось вести речь об урожайности в 12 или даже 9 центнеров. В отдельных, разумеется, местах и местечках. Нынешним летом еще куда ни шло: Верхнедвинский район и тот вышел на уровень около 27 центнеров с гектара. И специалисты при этом утверждают, что центнер зерна с балло-гектара - не предел для северного региона. Есть там, кстати, сортоиспытательный участок, на котором с 1963 года ученые определяют, какие культуры экономически оправдывают себя. По их выводам, в данном регионе при данном климате разумнее сеять рожь, ячмень, овес, лен, картофель. Некоторые сорта тритикале, по их наблюдениям, дают и все 85 центнеров, а для яровой пшеницы и 40 с гектара - на уровне заветной мечты.

Когда урожайность низка, то ученые-аграрники, управленцы всех рангов, практикующие хозяйственники, а вслед за ними и журналисты обычно пускаются в рассуждения о неиспользованном потенциале почвы: вот если бы, дескать, гумуса в ней стало втрое больше, то могли бы получать пшеницы, как с чернозема... Но многие из участников таких дискуссий, думаю, если не публично, то в душе сильно сомневаются в реальной пользе этих гипотетических соображений. И про себя полагают, что лучше бы не засевать те земли и теми культурами, возделывание которых априори убыточно. Тем более невыгодно, поскольку господь Бог расположил их в широтах, где объективно возможно только рискованное земледелие.

С прошлого года худородные, многозатратные, неподъемные по нынешним возможностям экономики АПК поля начали выводить из оборота. На государственном уровне признано, что назрела большая ревизия сельскохозяйственных угодий. Кроме прочих уроков нынешней завершающейся зерноуборочной страды, наверное, надо бы еще раз и как можно точнее оценить, где в будущем выгоднее "газон" из люцерны на корм скоту, а где самое место и время злаку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter