«Не волнуйся, и все будет хорошо»

Именно так наставляли родители первую обладательницу олимпийской медали Марину Шкерманкову Пятый день Олимпиады стал знаковым для спортивной делегации Беларуси. В медальном зачете Игр к этому дню значились около 40 стран, в том числе и ряд, скажем так, ну очень экзотических. Однако в нем не было нашей страны, которая по итогам Пекина-2008 вошла в двадцатку спортивных держав. И вот отчасти заколдованное для нас начало Лондона пройдено. Наша штангистка, симпатичная девушка из Глубокого Марина ШКЕРМАНКОВА (на снимке) завоевала «бронзу» в весовой категории до 69 килограммов. Причем от «серебра», которого удостоилась румынская атлетка Чочос, ее отделили лишь 210 граммов собственного веса. Но самое, наверное, обидное, что такую же сумму в двоеборье, как и призеры, набрала землячка Шкерманковой Дина Сазоновец. Но ее личный вес оказался чуть большим, нежели у них. А триумфатором Олимпиады стала спортсменка из Северной Кореи Рим Чижон Сим. Думаю, большинство наших болельщиков наблюдали за перипетиями драматичной борьбы в этой категории. Отмечу только, что обе наши штангистки еще молоды, им всего по 22 года. Обе дебютантки Игр доселе не покоряли пьедестал топ-турниров на взрослом уровне. Тем не менее они весьма уверенно реализовали свои заявки в рывке и толчке, использовав по пять из шести возможных подходов к штанге. А после награждения счастливая Марина отвечала на вопросы журналистов на пресс-конференции, а потом и после нее: — Пока не осознаю, что произошло, но очень рада, что так сложились для меня обстоятельства. Спокойна я только снаружи, внутри все переворачивается. Думаю, дома за меня теперь все радуются... Фото: Геннадий СЕМЕНОВ, БЕЛТА

Именно так наставляли родители первую обладательницу олимпийской медали Марину Шкерманкову

Пятый день Олимпиады стал знаковым для спортивной делегации Беларуси. В медальном зачете Игр к этому дню значились около 40 стран, в том числе и ряд, скажем так, ну очень экзотических. Однако в нем не было нашей страны, которая по итогам Пекина-2008 вошла в двадцатку спортивных держав. И вот отчасти заколдованное для нас начало Лондона пройдено. Наша штангистка, симпатичная девушка из Глубокого Марина ШКЕРМАНКОВА (на снимке) завоевала «бронзу» в весовой категории до 69 килограммов. Причем от «серебра», которого удостоилась румынская атлетка Чочос, ее отделили лишь 210 граммов собственного веса. Но самое, наверное, обидное, что такую же сумму в двоеборье, как и призеры, набрала землячка Шкерманковой Дина Сазоновец. Но ее личный вес оказался чуть большим, нежели у них. А триумфатором Олимпиады стала спортсменка из Северной Кореи Рим Чижон Сим.

Думаю, большинство наших болельщиков наблюдали за перипетиями драматичной борьбы в этой категории. Отмечу только, что обе наши штангистки еще молоды, им всего по 22 года. Обе дебютантки Игр доселе не покоряли пьедестал топ-турниров на взрослом уровне. Тем не менее они весьма уверенно реализовали свои заявки в рывке и толчке, использовав по пять из шести возможных подходов к штанге. А после награждения счастливая Марина отвечала на вопросы журналистов на пресс-конференции, а потом и после нее:

— Пока не осознаю, что произошло, но очень рада, что так сложились для меня обстоятельства. Спокойна я только снаружи, внутри все переворачивается. Думаю, дома за меня теперь все радуются.

— На какие результаты настраивалась в рывке и толчке и какой максимальный вес брала в своей спортивной карьере?

— В первом упражнении хотела осилить 117 килограммов. Увы, не получилось. Но 143 килограмма в толчке оказалось достаточно для олимпийской награды. А лучшими на сегодня моими попытками являются 120 и 145 килограммов соответственно.

— Не обидно, что одна нереализованная попытка отодвинула от второго места?

— Кто не рискует, тот не пьет шампанского! Так что ничего страшного.

— Обычно подобные достижения кому-то посвящаются?

— Родителям, папе Ивану Ивановичу и маме Светлане Анатольевне.

— Как восприняла четвертое место подруга по сборной и конкурентка Дина Сазоновец?

— После выступления на помосте с ней еще не общалась. Но, конечно, она расстроена. В олимпийской деревне мы, к слову, делим с Диной одну комнату.

— Как психологически настраивалась на борьбу, как восприняла случившееся накануне с Анастасией Новиковой?

— Конечно, волновалась, но старалась не думать об этом, сосредоточивалась на себе.

— Что сказал главный тренер сборной Александр Гончаров перед твоим последним выходом на помост?

— Все наши наставники говорили: «Этот вес нужно взять!»

— Кто из тренеров в первую очередь причастен к твоему успеху, с кого берешь пример из штангисток?

— Мой первый и нынешний тренер Виктор Васильевич Винник. Он меня готовил ко всем соревнованиям, в том числе и к этим. А равняться хотелось бы на Новикову, она лидер нашей женской команды. После того, что с ней произошло, а точнее, сделали судьи, не хотелось ударить лицом в грязь. И мне это удалось.

— Сегодня на пьедестал в равной степени претендовали две белоруски, но покорила его только одна...

— Конечно, лучше было бы, если бы мы с Диной стояли на нем вместе. Но так сложилось, ничего не поделаешь, это спорт.

— От «серебра» тебя отделили незначительные 210 граммов большего веса, всего-то один стакан воды. Как вообще определяете свой бойцовский вес, как у вас проходит его сгонка?

— Никогда не смотрю на физические параметры и заявочные веса своих соперниц. Делаю только то, что мне говорят тренеры. Предугадать, у кого сколько будет веса, невозможно. Последнее взвешивание было сегодня, за 2 часа до старта.

— С Новиковой после вчерашнего ЧП общались? Что она вам советовала перед выходом на помост?

— Да, разговаривали с ней. Сказала, что нам нужна медаль и чтобы не волновались. То, что с ней случилось, — это ужас, так судить нельзя. Я считаю, что у нее отобрали награду арбитры.

— Не опасалась ли подобного подвоха с их стороны?

— Опасалась, было страшно. Но старалась на этом не зацикливаться, не думать об этом, чтобы все получилось хорошо.

— Одна попытка в рывке тебе не удалась. Почему?

— Не получилось, была техническая погрешность. Немного недотянула штангу, нужно было побольше потерпеть с ней.

— Сколько лет занимаешься штангой, чем тебя прельстил отнюдь не женский вид спорта или кто тебя надоумил на это увлечение?

— Тренируюсь восемь лет. Так получилось. Поначалу занималась легкой атлетикой, метанием копья в Витебском училище олимпийского резерва. Но дело у меня тут не пошло, Винник присмотрелся ко мне и забрал в тяжелую атлетику. Поначалу мне она не очень нравилась, потом привыкла, увлеклась и теперь не могу остановиться.

— Когда сегодня проснулась в олимпийской деревне, были ли какие-нибудь предчувствия?

— Никаких, даже волнения не было. Была спокойна, на удивление. Спала хорошо, ни в какие предстартовые приметы не верю.

— Как, любопытно, отметите с Диной твою медаль?

— Поедим нормально. Последние дни мы придерживали вес, воздерживались от сладкого. Хотя тут очень много вкусного в олимпийской столовой. А дома можно будет и бокал шампанского пригубить. Городок Глубокое, где живу, маленький, многие за меня порадуются. А сегодня еще нужно прийти в себя.

— Последнее пожелание родителей перед дебютом на Играх?

— Вчера созванивалась. Мамка молчала, наставления давал папа. В прошлом они не были спортсменами, но всегда поддерживали меня на соревнованиях. Папа сказал не волноваться. Работать, как на тренировке, и все будет хорошо. Когда занялась тяжелой атлетикой, маме не очень это нравилось, не женский вид. А потом смирилась, когда увидела, что у дочери начало получаться, стали помогать.

— А какие другие дисциплины тебе еще нравятся?

— Теннис и фигурное катание. Особых хобби нет, потому что все время отнимает штанга.

— Что пожелаешь остальным коллегам по сборной, которым еще предстоит выступить в Лондоне?

— Поменьше волнения и бодрого настроения.

Результаты Шкерманковой и Сазоновец мы не могли «не соотнести» с главным тренером национальной сборной Александром Гончаровым.

— Очень рад, что девчата не дрогнули в такой серьезной компании, в таком возрасте, да еще на Олимпиаде, — говорит Александр Васильевич. — У многих в такой ситуации округляются глаза, и они не понимают, на каком свете находятся. Выдержали испытание сполна. Обе своими результатами доказали свою принадлежность к команде. Веса, которые они подняли, — гроссмейстерские. Медаль Марины — это восполнение того, чего сборная недосчиталась вчера, когда арбитры беспардонно «сплавили» Настю Новикову. 4-е место Дины — это не катастрофа, вот если бы Марина зафиксировала 115 килограммов в рывке, которые я ей советовал, могла бы реально претендовать на «серебро». А если бы ей удался подход на 117, на котором она сама настояла, могла бы сражаться и за чемпионский титул. Сегодня мы имеем то, что имеем. Эта весовая категория сработала на 100 процентов. Трудно сказать, как бы сложился здесь спор, если бы в Лондоне выступили два именитых лидера данной категории — из России и Китая. Да, у спортсменок случаются травмы, иные проблемы досаждают. Но я считаю, что сильнейших выявляет только Олимпиада или чемпионат мира.

— Александр Васильевич, накануне выступала Новикова, и тогда представитель Беларуси в апелляционном жюри Александр Курлович был выведен из его состава. Однако сегодня состязались две его соотечественницы, но он работал в нем, почему?!

— Даже затрудняюсь ответить на этот вопрос. Ходят разные разговоры, что тут чуть ли не все медали уже распределены по весовым категориям и по странам. Впрочем, лучше эти домыслы, равно как и регламент деятельности апелляционного жюри, пояснит руководство Международной федерации тяжелой атлетики.

— По идее, уже должен быть ответ Международной федерации по поводу нашего протеста, обусловленного предвзятым судейством Новиковой...

— Официального документа еще не поступало. Однако думаю, что награду ей никто не вернет. В лучшем случае Беларуси могут принести извинения и пообещать наказать арбитров, допустивших ошибки. По некоторым данным, глава Международной федерации Аян признал ошибку судейской бригады, но…

— Ваши прогнозы на участие в Играх остальных подопечных?

— У нас еще есть в запасе два атлета, которые реально могут претендовать на медали. Это Рыбаков и Кулеша. Остальные будут сражаться за достойные позиции. Отмечу также, что штангисты на третьей Олимпиаде подряд открывают счет наградам нашей страны.

И последнее. Не хочется о грустном, но слов из песни не выбросишь. Олимпийская сборная Беларуси по футболу уступила в заключительном туре группового этапа команде Египта — 1:3, хотя нас в этом противостоянии устраивала и ничья. Увы, но коллектив Георгия Кондратьева пакует чемоданы. Благо, что в этот день кроме штангисток отечественных болельщиков обнадежили хорошими результатами теннисисты Мирный и Азаренко, пловчиха Герасименя, боксер Корнеев и прима академической гребли Карстен. Все они продолжают борьбу за медальные «дивиденды» Игр. Карстен, кстати, вышла в финал соревнований.

Фото: Геннадий СЕМЕНОВ, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter