Белорусские врачи-гигиенисты предложили отменить домашнее задание

Не в тягость, а в радость

Сенсация! Белорусские врачи-гигиенисты озвучили то, о чем наверняка  мечтают все школьники на свете: было бы полезно отменить домашнее задание. Признаюсь, в свое время ни я, ни мои одноклассники даже в самых сокровенных мечтах не допускали, что такое вообще может быть. Впрочем, и время тогда было совсем другое. 



Моя школьная пора пришлась на «лихие» девяностые: в первый класс пошла в 1991 году. Огромные белые банты, букет астр, новенький портфель с ручкой и тетрадкой и, кажется, счетными палочками. Проснулась ни свет ни заря — боялась проспать столь важный и долгожданный день. Мне никогда не было стыдно признаться — учеба и посещение школы не были в тягость, скорее, в радость. Не знаю, как мои одноклассники, но раньше было как-то не принято, чтобы родители делали домашнее задание вместе с детьми. Проверяли — да! Причем мои — довольно строго. Мама могла заставить 5 раз переписывать одно и то же предложение за единственную ошибку или слишком корявые буквы. Но зато какой стимул был сделать все с первого раза и аккуратно: ведь после домашних «уроков» нас ждал удивительный и волшебный мир!

Вы, например, знаете, что девчонки не меньше мальчишек любят лазать по деревьям? С моей лучшей подружкой Инной мы облюбовали старую яблоню за домом, поделили ветки: тут, например, кухня, а здесь гостиная. Ходили в гости друг к  другу, точнее, перелезали с одной ветки на другую и мечтали о том, как после 4-го класса, когда уже выучим сложение и вычитание, построим плот, привяжем к нему тысячу воздушных шариков и полетим осваивать Европу. Правда, для этого нужно подучить географию. И мы учили! Сами. А игры в Шерлока Холмса? К 10 годам я прочитала абсолютно все сборники Конан Дойла о знаменитом сыщике. С той же самой подружкой мы играли в Холмса и Ватсона: следили за прохожими, на глаз определяли род занятий, по обрывкам подобранных на улице бумажек вычисляли «преступников». И все это после того, как дома было обязательно сделано упражнение по русскому, прочитана глава заданной книги и решено 5 примеров и задача. Честно скажу: ну не было никаких проблем! Иногда мы делали уроки с подружкой — благо жили в соседних подъездах. Она была больше математиком, я — гуманитарием. Усилия двоих творили чудеса — мы справлялись со всей «домашкой» за час. А потом снова мчались на улицу: играть в «бэрика», в московские прятки, закапывать «секретики» под стеклом, прыгать в резинки, гонять на великах. Счастье!.. У нас не было планшетов, мобильных, да что там — даже компьютеров не было. И мы учились! Наши учителя умели рассказать все так, что большинство запоминали с первого раза, а школьная программа позволяла еще повторить пройденный материал. Более того, каждый второй занимался в музыкальной школе, посещал кружок «Умелые руки», участвовал в школьной и городской самодеятельности. Мы чередовали уроки со школьным театром, домашнее задание — с выступлением в детском доме, а не социальную сеть с компьютерной игрой, как это происходит сегодня.

Сейчас подруга жалуется: на домашнее задание с сыном-пятиклассником уходит очень много времени. Цитируя по телефону некоторые учебники, мы пытаемся понять, для кого их составляют : то ли для 11-леток, то ли для студентов-первокурсников. Для современных школьников домашние «уроки»  —  настоящая пытка. И это при том, что многие родители давным-давно научились находить и скачивать в интернете рефераты, доклады, обзоры. А дети? Хорошо, если еще спортом занимаются или чем-то полезным. Многие десятилетки уже активно ведут страничку в «Инстаграме», выкладывая селфи с пухлыми губками. 

А в моей районной школе в Березе Брестской области такого не было. Мне уже 30, а я до сих пор вспоминаю, какие настоящие суды мы проводили на уроке русской литературы. Представляете, домашнее задание — подготовить обвинительную речь в адрес Раскольникова? Я была прокурором на этом суде, а мой одноклассник  —  адвокатом. Таких домашних заданий у нас было много. И никому  в голову не приходило «сачкануть», пропустить, не сделать. 

Я пока не определила для себя, как отношусь к подобной инициативе — отказаться от домашних уроков. С одной стороны, понимаю, что нынешняя программа для многих детей слишком сложна. И если для здоровья такое нововведение точно будет полезно, то для общего уровня знаний, может, и нет. А значит, придется корпеть над учебниками родителям или тратить деньги на репетитора. Через два года первый раз в первый класс пойдет моя дочь. С такими же большими белыми бантами и букетом астр, как  я в далеком 1991 году. И как же мне хочется, чтобы свои школьные годы она вспоминала в 30 лет с такой же теплотой, как и я.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter