Не в свои саны не рядись

Как известно, есть две жизни.
Как известно, есть две жизни. Большая и маленькая. В большой занимаются серьезными делами - женятся, строят дома, работают и растят детей. В маленькой - пишут замечательные песни со словами: "...ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже", перебиваются сплетенками и вообще "производят впечатление". Конечно, безо всего этого "маленького" ход времен был бы тоже несколько пресным, но когда маленькая жизнь подменяет большую, то это, господа, очень даже неправильно.

И к этому простому выводу подталкивает наблюдение, почерпнутое со страниц газет, другими словами, отраженное в общественном зеркале. Итак... Как известно, на сцене театра Янки Купалы несколько лет с неизменным успехом шел спектакль "Тутэйшыя". Он стал в определенном смысле визитной карточкой театра, к ней привыкли и критика, и публика, как привыкают к воздуху, которым дышишь. Ну как, примерно, к "Юноне" и "Авось" в московском Ленкоме.

И вдруг - ажиотаж!

"Тутэйшых" отменили. Почтенной публике была предложена замена из текущего репертуара.

И началось большое брожение умов.

Сначала театралы шепотом оповестили друг друга: "Вы слышали? Власти отменили "Тутэйшых". Какой ужас!".

Затем сорванными на митингах голосами гаркнули политики: "Караул, Купалу запрещают".

И, наконец, заполошно возопили наиболее ранимые, те, кто собственноручно присвоил себе гордое звание "совести нации": "Люди добрые! Отечество в опасности".

Где-то в горних высях уже намечался боевой клич "хлопцы, бярыце стрэльбы!" и составление списков в добровольное ополчение по возвращению любимого спектакля на театральные подмостки. Кажется, ни одна уважающая себя газета не вышла в те дни с душераздирающими подробностями о произволе властей, возвращении цензуры и глумлении над Янкой Купалой.

Шум и звон стояли, как в коми-пермяцкой тайге при трелевке сосен.

По новомодной традиции, стенания минских политических театралов достигли Запада и какой-то особо впечатлительный депутат в Страсбурге перед походом в буфет произнес яркий спич в защиту "Тутэйшых".

Сенсация, впрочем, завершилась по законам очень популярного у нас жанра. Коротко его можно охарактеризовать как готовность сделать из мухи слона и успешно приторговать слоновой костью. Но когда улеглась пыль и высохли пролитые борцами против режима слезы, выяснилась одна очень скучная вещь. Поскольку хороший спектакль шел несколько лет подряд, то, естественно, поизносились декорации и пришел в ветхость реквизит. А ремонт этих важных аксессуаров, как известно, требует времени и денег. Поэтому спектакль сняли и приступили к поиску средств.

Вот и вся подоплека. Можно разве еще добавить, что Министерство культуры изыскало деньги, так что скоро любимые театралами "Тутэйшыя" вновь заблистают на афишах театра.

А что плакальщики и обличители?

Ничего. Покричали, отметились, напомнили о себе широким культурным массам и поехали дальше.

В ожидании новых скандалов.

А тут как раз подвернулась история с религиозной католической радиопрограммой "Голос души". Здесь тоже очень характерная история про саморекламщиков. Несколько лет подряд передачу вел из костела св. Симона и Алены ксендз В.Завальнюк. У проповедника и программы, говорят, была своя аудитория. Возможно, что так бы и продолжалось, но в руководящих католических сферах возникли по персоне ведущего некоторые разногласия. Уважаемый кардинал Свентек пришел к выводу, что программа общереспубликанского радио должна быть более масштабной, т.е. она должна вестись не из "рядового" городского костела, а из главного католического храма. И вести ее соответственно должен не простой ксендз, а епископ.

На радио с кардиналом спорить не стали. Ему, с его саном, виднее. Тем более что светским журналистам вообще, прямо скажем, безразлично, кто будет вести религиозную передачу. Была бы она убедительной, яркой, высокодуховной и очень желательно, чтобы на хорошем белорусском языке. Его Эминенция кардинал Свентек заверил, что благословленные им епископы наилучшим образом донесут до излюбленной паствы слово Божье.

Все бы хорошо, но, кажется, обиделся отстраненный г-н Завальнюк. Это, вообще-то, бывает, жаль только, что такой умный человек обиделся не на свое начальство, а на радио. И началось. В газеты пошли "коллективки", до боли напомнившие организованные письма трудящихся в "Правду" по поводу горькой судьбины Анжелы Дэвис. Появились на арене разгневанные богомолки и разъяренные кликуши. Короче говоря, оставались считанные минуты, чтобы руководителей радио, как графа Льва Николаевича Толстого, предали анафеме.

Но что кликуши!

Как чуткие грифы на жареное слетелись на искусственный скандал все те же "знаковые фигуры". Которые, как оказалось, еще в ту пору, когда создавали эпические поэмы о КПСС, и вообще не выходили из здания ЦК КПБ, были в душе смиренными христианами, готовыми за Христа лечь под товарняк. Тогда, правда, в связи с хлопотами по выбиванию партийных премий и госнаград не успели, зато сейчас дружно рванули рубахи за поруганный "голос души". И чуткие редакторы газет, конечно, оказались в апогее: "Идет наступление на родной язык", "Кто лишает нас возможности молиться, не слезая с дивана?" Эти и другие общественно-философские вопросы украсили первые страницы продвинутых и озабоченных состоянием нравственности газет. И, конечно, впереди легкой публицистической кавалерии на передний край сечи выдвинулись активисты из "Таварыства беларускай мовы". Нельзя без содрогания читать, к примеру, проникновенные и гневные строки протестующего против... закрытия передачи главы витебской "филии" ТБМ г-на И.Наумчика.

- Кстати, а не тот ли это товарищ Наумчик, видный секретарь Витебского обкома партии по идеологии? Знатный атеист и иконоборец? - может встрепенуться в этом месте читатель, который кое-что помнит и в курсе, как говорится, некоторых "демократических" биографий.

- Да, уважаемый читатель, именно тот самый Павел Савлович, человек, живущий запросами времени. Модно было "сбивать кресты" - он был не в последних рядах. А сейчас, как известно, в моде другие песни...

Кстати, не обошлось и без международного резонанса. Даже в далеком Страсбурге зашел разговор о минской передаче, и кто-то, наверное, поимел для себя из бесплотного эфира осязаемые дивиденды. Политические.

И все это штрихи к портрету той самой малой жизни, где небольшие люди изображают большие страсти. И этим неплохо снискивают на хлеб насущный.

Но что же передача, не лишены ли наши уважаемые католики духовного окормления? Нет, не лишены. Каждое воскресенье, стоит лишь включить приемник, можно, как и прежде, усладить душу и сердце прослушиванием католической имши - ведется она из архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии. Кто ведет лучше - Завальнюк или, к примеру, епископ Климович, нам судить представляется некорректным. Это все-таки не спорт, а очень важное и деликатное дело - религиозная передача.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter