Не ценой, а умением

Качество отечественных товаров необходимо повышать.
Качество отечественных товаров необходимо повышать.

Критической назвал ситуацию с конкурентоспособностью белорусской продукции Премьер-министр Геннадий Новицкий. И хотя рост складских запасов в последние месяцы удалось приостановить, но такие традиционные для Беларуси товары, как молоко, мясные изделия, картофель и другие, продолжают сдавать позиции импорту. Негласное соревнование по главному критерию "цена - качество" мы явно проигрываем. Для правительства наступает время экстренных действий.

Какие же меры необходимо предпринять? Расхожее мнение о том, что нам, дескать, лучше отгородиться от внешнего мира частоколом высоких таможенных пошлин, глава правительства считает ошибочным. Наоборот, промышленности следует как можно быстрее подтягивать качество своих товаров до международных стандартов. Да и как иначе, если примерно 70 процентов валового внутреннего продукта страны экспортируется, что ежегодно (по стоимости продукции) равняется 8 миллиардам долларов. И тормозить эту тенденцию никто не позволит - развитие экспорта сегодня входит в тройку приоритетов государства. Например, в следующем году его нужно увеличить не менее чем на 7 - 8 процентов.

Между тем, как считает директор департамента координации внешнеэкономической деятельности МИДа Александр Куцелай, ценовой ресурс продвижения белорусских товаров уже исчерпан. Откровенный демпинг нам просто не по карману, да и многие государства успешно от него защищаются. Ничего не остается, как побеждать конкурентов за счет более высокого качества. Сегодня Беларусь поддерживает торговые отношения со 150 странами, многие из которых, включая наших ближайших соседей, начинают требовать документы на соответствие поставляемых товаров международным и европейским нормам. Причем такой щепетильный подход касается не только готовых изделий, но и всевозможных комплектующих. Однако только 20 (!) наших заводов и фабрик имеют право маркировать свою продукцию как соответствующую нормам и директивам ЕС, а системы менеджмента качества по международным стандартам ISО 9000 внедрены лишь на 175 предприятиях. Понятно, что их товар теперь можно смело рекламировать за границей и назначать за него более-менее пристойную цену. А как быть остальным производителям? Ведь им рано или поздно будет перекрыт широкий доступ даже на рынки СНГ.

Председатель Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине Валерий Корешков убежден, что решающая роль здесь принадлежит самим трудовым коллективам. Им всегда готовы помочь специалисты "со стороны", но если первое лицо предприятия всерьез не возьмется за качество продукции, то толку не жди. Например, когда директора некоторых наших цементных заводов твердо решили обзавестись знаком соответствия европейским стандартам, то дело закипело: сразу нашлись и консультанты, и деньги. Какие-то финансы изыскали у себя, чем-то помогло Минстройархитектуры. А в итоге выиграли все - после обретения заветной маркировки цементный экспорт подскочил сразу в несколько раз! Открылся доступ на новые рынки сбыта.

Но это самый оптимистический пример. В целом же темпы движения промышленности в прогрессивном направлении оставляют желать лучшего. Быстрее всех сегодня приближаются к международным стандартам качества предприятия Минпрома, Беллегпрома и различные частные структуры. Как же подтолкнуть остальных? Геннадий Новицкий сообщил, что в ближайшее время будет подготовлено специальное постановление Совмина с программой конкретных действий по повышению качества продукции. Чтобы радикально изменить ситуацию, нужно полностью задействовать как административные, так и экономические рычаги управления. Министерства и регионы должны получить ясные задания в сфере качества, ибо сегодня государству как никогда нужен экономический результат. А это прежде всего рост экспорта. В частности, глава правительства поручил в будущем году утроить количество белорусских предприятий, получивших сертификат на систему менеджмента управления качеством по требованиям международных стандартов ISО 9000.

Кстати, основной принцип ISО - постоянное улучшение. Если этот емкий по смыслу лозунг воспримут как руководство к действию командиры нашей промышленности, то результаты не замедлят сказаться. К примеру, в Японии качество вот уже более полувека считается не просто техническим параметром, а, без всякого преувеличения, национальной идеей. Потому-то товары из сравнительно небольшой по территории и бедной природными ископаемыми Страны восходящего солнца можно увидеть в любой точке земного шара. Как говорится, живой пример целенаправленной эволюции - перед глазами...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter