Не так страшен охотник...

Вырастет ли популяция гусей из-за запрета на весеннюю охоту?

Способен ли запрет на весеннюю охоту на диких гусей увеличить популяцию этого вида?

«Вот ситуация, — начинает свое письмо в редакцию Павел Глот из Витебска, — летит стая гусей с далекого юга на милый для них север (в умеренные широты), где они родились. Их, не успевших долететь до своего гнездовья, ослабленных дорогой и недоеданием, убивают забавы ради охотники почти в родном доме. Как итог — осенью каждая пара не выведет пять-шесть особей. Та же ситуация с тетеревами и глухарями, пернатыми патриотами своего края, на которых разрешена весенняя охота в период тока…»

Вопрос, который поднимает наш читатель, звучал уже не раз. Позиция защитников природы понятна. В то же время существуют другие аргументированные точки зрения. Письма-ответы, которые редакция получила на данное обращение из министерств природных ресурсов и охраны окружающей среды, лесного хозяйства четко свидетельствуют: существующая практика позволяет учитывать интересы как защитников птиц, так и десятков тысяч белорусских охотников.

«Государственную политику в области ведения охотничьего хозяйства в нашей стране осуществляет Министерство лесного хозяйства. Согласно пункту 198 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, для сохранения отдельных видов Минприроды по представлению Национальной академии наук Беларуси и по согласованию с Минлесхозом может устанавливать ограничения на охоту на отдельные виды. С учетом того, что Беларусь является стороной Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных, в текущем году министерством запрещена охота на гуся белолобого, гуся-гуменника, гуся серого, канадскую казарку и крякву в весенний сезон охоты в угодьях, которые являются местами значительных концентраций водоплавающих птиц», — отвечает заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис.

«Вопрос о запрете весенней охоты на пернатую дичь после обращения ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» к главе государства по поручению Президента и Совета Министров был детально изучен Минлесхозом на межведомственном координационном совете по охотничьему хозяйству еще в 2009 году. С учетом моральных, экологических и экономических требований общественности было принято решение не запрещать полностью весеннюю охоту, а лишь ввести некоторые ограничения. В марте этого года на заседании межведомственного координационного совета по охотничьему хозяйству данный вопрос был рассмотрен в очередной раз. Было решено, что введение запрета необоснованно и нецелесообразно. И вот почему. Гусь для Беларуси — дичь транзитная. Здесь он встречается лишь весной и осенью — во время пролета. Осенью в наших местах птицы практически не останавливаются. Виды гуся, на которые в Беларуси разрешена охота, гнездятся на территории России, где на них активно охотятся. В других странах на них также разрешена охота. Несоизмеримо количество гуся, которое добывается в местах зимовки с тем, что в Беларуси на пролете. Поэтому запрет на охоту в отдельно взятой стране не приведет к увеличению численности европейской популяции гуся. К тому же от этого пострадают интересы белорусских охотников, зато от этого выиграют охотники западноевропейских государств… Ведь чем меньше дичи добывается в местах гнездования и на пролете, тем больше ее прилетит в места зимовки. Кому выгодно лоббирование интересов западноевропейских охотников вопреки интересам десятков тысяч наших граждан (по состоянию на 1 января 2012 года в Беларуси 101 838 охотников)?» — в свою очередь комментирует вопрос читателя первый замминистра лесного хозяйства Федор Лисица.

Что касается весенних охот на глухаря и тетерева, то они разрешены только на самцов на токах с количеством не менее 8 самцов глухаря и 5 самцов тетерева. Добывать самок запрещено. Эти птицы являются полигамами, не образуют устойчивых пар в период размножения, поэтому, по словам первого замминистра, контролируемое изъятие самцов из популяций влияния на численность пернатых не оказывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter