Об успехе Макса Коржа

Не сыпьте соль на рану

Сольный концерт молодого рэп–исполнителя Макса Коржа в «Минск–Арене» — нокаут всему белорусскому шоу–бизнесу. Наши звезды меняются женами в телевизионных шоу, демонстрируют обновки гардероба на личных страничках в соцсетях, выкладывают волнующие фото с курорта. Все это неплохо: каждый человек должен следить за своим внешним видом и хотя бы раз в год где–то отдыхать. Но как только эстрадные артисты приступают к своему прямому делу — пению, то, увы, самостоятельно они не способны собрать ничего, кроме тесного прокуренного клуба. На штурм большого зала они традиционно идут гуртом, где устраивают сборную «солянку», приуроченную, как правило, к праздничной дате.


Успех Коржа — серьезный удар по болезненному профессиональному честолюбию. Лично для меня первый белорусский исполнитель, который соберет «Минск–Арену» 2 ноября, свалился как снег на голову. Думаю, для многих тоже. Гастрольному графику рэппера из Лунинца сейчас может позавидовать Иосиф Кобзон времен своего прощального гастрольного тура: Беларусь, Центральная Россия, Урал, Сибирь, Дальний Восток... Было и выступление в «Вечернем Урганте», где ведущий диву давался, как без поддержки радиостанций парень из Беларуси стал звездой интернета. Все просто: параллельная реальность действительно существует. От музыкальной бухгалтерии Коржа кружится голова: более 700.000 просмотров клипа «Жить в кайф», почти миллион просмотров клипа «Небо поможет нам», более миллиона у трека «В темноте» с тут же дельным предложением поставить песню «вместо скучного телефонного гудка». Выпускающий лейбл Respect Production довольно потирает руки.


Штопая дыру в носке, злословят интеллектуалы: мол, песни Коржа — для тинеджейров, только подростков могут взволновать столь примитивная музыка и незатейливые тексты. Он пришел на смену постаревшим «Иванушкам», обветшалой «На–На», стало больше понтов и пафоса, больше американизмов в текстах, а по сути все то же самое: музыка для окраин. Для подростков, мечтающих вырваться из–под опеки родителей и сразу стать успешным серфингистом где–то в бухте Антлантического океана. «Сын остался без диплома», «Стоял в метро — на рекламу втыкал», «У меня своя волна, и где–то меня поджидает успех», «Я просто делаю свое музло», «Я выбираю жить в кайф» — эти и другие строки из творчества рэппера действительно мало напоминают Марину Цветаеву. Но в них есть главное, что подкупает, — отражение времени.


Корж говорит такой же скороговоркой, как и многие его поклонники. Нет времени рассиживаться в плетеном кресле и, завернувшись в плед, покачиваясь, петь: «А напоследок я скажу...» Мечта о простом человеческом счастье и материальном достатке осталась, но формулируют ее теперь иначе. Просто, доходчиво, убедительно. Грубоватый язык песен Коржа оказался ближе и понятнее всего того тухлого гламура, в который никак не наиграются наши поп–исполнители. Саша Немо может сколько угодно ставить только одному ему понятные рекорды, соревнуясь с Филиппом Киркоровым. Но весь наш шоу–бизнес — это непропеченные коржи, из которых праздничного пирога, как ни лепи, не получится. Молодежь сделала свой выбор в пользу понятного и харизматичного героя, несущегося по той же колее, что и «Черный бумер» Сереги. Потребляй и властвуй.


Жить в кайф — всем понятная идея — от вокзального бомжа до олигарха. Не надо негатива, гони чернуху. Как в песне других героев нашего времени Потапа и Насти «Все пучком»: «А у нас все пучком. Я встречаюсь с новым чувачком. О, есть заначка за бочком». Все остальное — гори синим пламенем. И кто упрекнет, что это неискреннее высказывание? Рыночные ценности требуют своего саундтрека. Нам остается неторопливо покачивать в такт жирными боками. И вот уже непонятно — то ли это музыка, то ли шум кондиционера, то ли бормотание полусонного соседа за стенкой. Бабки, тачки, телки — прекрасные и возбуждающие образы, способные сплотить меломанов от Байкала до Свислочи. Присоединяйтесь, йоу...

 

Советская Белоруссия №200 (24337). Среда, 23 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter