Жены-убийцы: почему женщины в Беларуси все чаще берутся за нож?

Не стерпели

В прошлогодней криминальной хронике то и дело фигурировали жестокие убийства женами собственных мужей. В Гомеле начало 2017-го омрачила аналогичная трагедия: женщина перерезала мужу горло кухонным ножом. Он — на кладбище, она — в тюрьме, дети — в детдоме. Почему женщины, которые испокон веков считаются хранительницами семейного очага, сами на него посягают? Что это: новая тенденция или просто всплеск случайных совпадений?

Коллаж Олега Попова


Гомель. Трехкомнатная квартира на Речицком проспекте. До боя курантов — пять часов. Хозяйка готовит праздничный ужин. Нетрезвый муж донимает ее словесной перепалкой. Слово за слово — конфликт. Жена хватается за нож и наносит им удар по шее мужа. В шоковом состоянии женщина выбегает на улицу и просит прохожего вызвать скорую помощь. Но 35-летний супруг с перерезанным горлом умирает до приезда врачей.

Официальный представитель управления Следственного комитета по Гомельской области Мария Кривоногова рассказывает:

— Возбуждено уголовное дело. 32-летняя супруга убитого, подозреваемая в совершении преступления, задержана. Выясняются обстоятельства произошедшего. По предварительным данным, семья на учете как неблагополучная не состояла. Убитый работал сварщиком на одном из предприятий Гомеля, его жена — продавцом. В семье воспитывались двое детей-школьников. Младший сын в момент убийства находился дома, старшая дочь отсутствовала. По словам подозреваемой, до случившегося муж несколько дней пил.

Казалось бы, обычная семья: двое детей, трехкомнатная квартира, типичные бытовые ссоры. И тут такое! Оказывается, в последнее время дамы стали все чаще наносить смертельные удары.

Декабрь 2016-го. Сморгонь. 48-летняя женщина, индивидуальный предприниматель, подозревается в убийстве мужа. Она отобрала у него паспорт, заперла в квартире и стала избивать. Потом позвонила в службу 103 и сообщила, что ее 49-летний супруг потерял сознание. Однако прибывшим врачам оставалось только констатировать смерть. У погибшего выявлены черепно-мозговая травма, множественные переломы и повреждения внутренних органов. В ходе следствия выяснилось, что как только женщина узнала о желании мужа уйти из семьи, она отобрала у него паспорт, не выпускала из дому и применяла физическое насилие.

И снова возвращаемся в декабрь прошлого года. Суд приговорил к восьми годам лишения свободы жительницу Жодино, дважды пытавшуюся зарезать мужа. Во второй раз это у нее получилось — нож достал до сердца.

Еще одна трагедия, уже в Буда-Кошелево. Нетрезвая женщина поссорилась со своим мужем, после чего набросилась на него с ножом и заколола.

Годом ранее в Жлобине после распития спиртных напитков между супругами на почве ревности возник конфликт. В итоге жена нанесла благоверному три удара ножом в сердце и печень. Через час он скончался в районной больнице...

Статистика свидетельствует, что большинство убийств женщины совершают при самообороне или в состоянии аффекта. Таким катализатором, например, вполне может стать ревность. Но чаще это “реакция на провокатора”, который из милого супруга превратился в “комнатного тирана”, поясняет психолог Анна Тимошенко:

— Женская психика, как правило, отличается от мужской меньшей стабильностью. Женщины намного эмоциональнее, проблемы переживают острее и больнее. Поэтому любой мужчина должен осознавать, что издевательство над женщиной, даже не физическое, а только моральное, может обернуться для него неожиданной стороной. Поверьте, в осуществлении мести женщина куда более настойчива. И если уж она задумала какой-то акт возмездия, она его обязательно доведет до конца. Женщины более вспыльчивы и менее предсказуемы. А во время самообороны могут совершить все что угодно, даже убийство.

С другой стороны, как противостоять пьяному стокилограммовому “комнатному тирану”? Пощечина вряд ли его остановит. Такие бьют в ответ “смертным боем”. Свежий пример. В Брагине 25-летний мужчина до смерти избил свою 28-летнюю жену. Изрядно выпив, он прямо на улице затеял ссору. От бранных слов быстро перешел к делу — бил так, что жена оказалась в больнице, где через несколько дней умерла. Будь под рукой у женщины нож, возможно, СМИ писали бы о новой жене-убийце.

Чаще всего у обоих полов “тормоза отказывают” после очередной рюмки. Алкоголь — серьезный катализатор насилия, говорит заместитель главного врача Гомельского областного наркологического диспансера Дмитрий Терещенко:

— В настоящее время насилие в семье — злободневная проблема практически для всех стран и культур. Любой член семьи может оказаться в зависимом положении, когда он подчинен власти и контролю близкого, на первый взгляд, человека. Это повторяющиеся циклы физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления, которые неминуемо формируют у зависимого человека чувство несправедливости и обиду. Супруги превращаются во врагов. В определенный момент накапливающаяся ненависть достигает апогея. И хотя, по имеющимся научным данным, не установлена взаимосвязь между семейным насилием и злоупотреблением спиртным, тем не менее алкоголь всегда является фактором, который в разы увеличивает риск возникновения тяжелых последствий от рядовых конфликтов. У пьяного человека стираются грани оценки ситуации, отключаются запреты. Ярость вырывается наружу, самоконтроль над импульсивностью поведения утрачивается. Самые взрывоопасные сочетания с алкоголем — различные расстройства личности и как их крайнее проявление — патологическое опьянение, когда прием даже незначительного количества алкоголя сопровождается развитием острого психотического расстройства. Такой человек становится крайне опасным.

Однако алкоголь — только фон. В современном образованном и информированном обществе домашнее насилие процветает, но до суда доходят считанные дела, потому что “не принято выносить сор из избы”. Можно без разбора пенять на правоохранительные органы за неэффективную профилактику, однако милиционер не решит проблему разбитых сердец и неуживчивых характеров. Более того, глупо бежать после каждой ссоры в суд, это вряд ли сохранит семью. Но и терпеть унижения не стоит. Предел есть любому терпению, и чтобы не дошло до трагедии, иногда надо осадить обидчика с помощью закона. Согласитесь, это лучше, чем ножом по горлу.

И все же агрессоры в юбках и мужеубийцы — по-прежнему скорее исключение из правил. По мировой статистике, более чем в 86% случаев домашнего насилия повинны мужчины. И женоубийц значительно больше, чем мужеубийц. Причем это не реакция на насилие, а насилие в чистом виде. Во многих мужчинах живет “синдром Синей Бороды”.

В ТЕМУ

Психологический портрет женоубийц значительно отличается от психологического портрета людей, убивающих незнакомцев, утверждают специалисты. На сегодняшний день бытовое убийство — одно из самых распространенных в США, а треть погибших женщин — жертвы супругов, бойфрендов или бывших любовников. В Великобритании в среднем каждую неделю две женщины отправляются на тот свет с тяжелой руки своих партнеров.

Люди, совершающие непредумышленные внутрисемейные убийства в порыве гнева, чаще подвержены тяжелым психическим заболеваниям, чем другие преступники. Они страдают от синдрома дефицита внимания, шизофрении, психоза и прочих недугов. Иногда агрессию в мужчинах пробуждает неуверенность в собственной мужественности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter