Не съем, так покусаю

Защита отечественного производителя является обычным делом для большинства стран.
Защита отечественного производителя является обычным делом для большинства стран. Важно лишь не перегнуть палку, не уничтожить механизм конкуренции. Протекционизм на городском или областном уровне - явление относительно новое. Похоже, белорусские регионы все больше "замыкаются в себе", препятствуя проникновению на местные рынки продукции из соседних областей.

Слухи о том, что торговле настойчиво рекомендуют иметь дело с продукцией местных предприятий, бродили по Гомелю не один месяц. Но лишь недавно в областном центре устные, полуофициальные "рекомендации" оформились в городскую программу поддержки местных товаропроизводителей. Документ этот в некотором роде уникален. Фактически на одну планку поставлены импортеры и земляки из других регионов Беларуси. Одним из показательных пунктов программы является требование к предприятиям торговли иметь в ассортименте не менее 50 процентов наименований продукции местного производства. Более того, если местный товар не расходится, запрещено закупать аналоги в других областях.

Вряд ли создатели программы ждали, что она понравится всем. И действительно, обеспокоенные экономисты, промышленники, предприниматели и юристы принялись скрупулезно анализировать каждый раздел документа.

Торгующие с лотков завозным товаром индивидуальные предприниматели буквально шокированы строками об ужесточении контроля за рыночной торговлей и о первоочередном предоставлении торговых мест промпредприятиям города. Директора заводов, в свою очередь, размышляют, как выполнить однозначное требование покупать комплектующие только в городе. Юристы диву даются, как можно кого-то заставить покупать дорогое и плохое, если есть дешевое и хорошее. Экономисты же старательно, но безуспешно ищут в программе пункт о повышении местными предприятиями производительности и качества при снижении издержек.

Противники программы дают ей вполне конкретное определение: местечковый протекционизм. Многие, впрочем, расценивают распоряжение властей Гомеля как вынужденный шаг, сделанный в ответ на демарши других регионов.

- Мы не пускаем к себе? Так и нас не пускают даже в другие города своей же области! - пожаловался мне руководитель одного из гомельских предприятий пищепрома. - Кому это выгодно? Тому, кто не производит ничего, что может быть интересно за пределами "родной деревни". Какая уж тут конкуренция, какое стимулирование...

Опрошенные мною руководители десятка минских, брестских, бобруйских, молодечненских и прочих предприятий охотно начинали рассказывать о трудностях торговли "на выезде", но затем, как сговорившись, спохватывались и просили об анонимности: "Мы как-то выкручиваемся пока, городские мероприятия, например, спонсируем, так на нас сквозь пальцы и смотрят. А начни "вякать" - сразу найдут способ задушить..."

- Мой детский кефир при высочайшем качестве стоит 180 рублей за 250-граммовую упаковку, - говорит заместитель директора Минского гормолзавода N 3 Владимир Минаев. - А, к примеру, рогачевский - 233 рубля за 200 граммов. Аналогичная картина с детским молоком. Вот и найди разумное объяснение, почему торговля не берет нашу продукцию... Мы направляли предложения по всем областям, но в большинстве случаев не получили не только мотивированного отказа, но и ответа вообще.

Иногородние производители и торговцы, впрочем, отмечали, что в Гомеле относятся к "варягам" более лояльно, чем в других городах и районах страны. Бытует мнение, что в большинстве регионов существует жесткое давление на руководителей местной торговли, которым якобы запрещают брать "чужой" товар под угрозой увольнения. (Примечательно, что сама торговля на этот счет помалкивает.) Что касается Гомеля, то заместитель начальника городского управления потребительского рынка и услуг Василий Ранько решительно отрицает наличие какого-либо давления на торговлю. Неудачи с реализацией он связывает скорее с неумелым маркетингом, чем с происками местных властей.

- Вообще, никакая программа поддержки местных производителей не способна заставить человека купить то, что ему не нравится, - говорит Василий Ранько. - Мы ведь не ограничиваем ввоз, а лишь организуем присутствие своей продукции. Пустых ниш сейчас не бывает - если мы что-то не производим здесь, это немедленно завозится.

Одной из задач программы провозглашена "нормализация товарных запасов в торговой сети и на предприятиях". Действительно, горы невостребованной продукции давно уже требуют определенной "нормализации". На складах некоторых предприятий скопилось до 400 процентов месячного объема производства. Считается, что разобрать эти завалы поможет распоряжение властей, запрещающее закупку на стороне, пока не будет продана продукция земляков.

Главные доводы, приводимые в пользу преимущественного заключения сделок с местными субъектами хозяйствования, - налоги, которые остаются в городе, и рабочие места для конкретных гомельчан, а не для симпатичных, но все же далеких и абстрактных гродненцев или борисовчан. "Если мы не защитим наших производителей сейчас, скоро будет просто некого защищать", - говорят сторонники программы. Они оценивают ее как необходимость в плане борьбы с демпинговыми потугами иногородних и иностранных конкурентов, когда действительно качественная местная продукция забивается красиво подаваемой завозной дешевкой.

При всем благородстве намерений, не исключено все же, что гомельская программа наткнется на мягкий бойкот со стороны торговли и предприятий, которых больше интересует не адрес производителя, а цена и качество. Умения обходить неудобные нормативные акты нашим торговым работникам и производителям, как известно, не занимать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter