Пограничники обновили список деревень, на въезд в которые нужен пропуск

Не сбиться с маршрута

В 2009 году по инициативе Государственного пограничного комитета облисполкомы сократили размеры пограничной зоны почти в пять раз ради развития туризма и хозяйственной деятельности. Упростился порядок посещения охраняемой территории. И вот новость: в октябре режимная полоса на всем протяжении государственной границы увеличилась. Пограничники объясняют, что сделано это ради безопасности. Однако углубление пограничной зоны и развитие туризма — явления малосовместимые. Так считает позвонившая в брестский корпункт «СБ» читательница Вера Веренич из Высокого. В Каменецком районе — более 40 агроусадеб, множество уникальных храмов и обустроенных родников, к которым едут паломники. Плюс Беловежская пуща. Возможен ли отдых под зорким оком пограничников?


Направляюсь в национальный парк. С собой — паспорт, служебное и командировочное удостоверения. Перед поездкой позвонила в Брестскую погрангруппу, предупредила о маршруте. Получила добро.

У деревни Дмитровичи — щит с надписью «Внимание! Пограничная зона. Предъявите пропуск!». На въезде в Каменюки — предупреждающая надпись на асфальте.

Административный центр национального парка в охраняемой зоне был всегда. Потому чужим здесь — особое внимание. Но туристам, которые приехали к Деду Морозу или вольерам, — зеленый свет. Проходящие по территории пущанского леса туристические маршруты из погранзоны исключены.

Теоретически проблем нет. Военный пенсионер Василий Ребик заверяет, что и практически — никаких. Василий Владимирович с супругой — владельцы агроусадьбы «Домик рыбака» в Каменюках.

Хозяин показывает свои владения на берегу Лесной:

— Приезжают белорусы, россияне, поляки, англичане, китайцы. Грядущие новогодние праздники оплачены еще в апреле.

Препятствий, говорит Василий Владимирович, пограничное расположение здешних мест не создает ни ему, ни туристам:

— Звоню в сельсовет, говорю, что у меня гости, звоню начальнику погранзаставы. Алгоритм действий прост.

Василий Ребик.

Статистикой подтверждают доступность пущанского отдыха и хозяйки известных далеко за пределами Брестчины усадеб «Лесная» и «Польский маёнтак» в деревне Белой, от которой до польской Беловежи — рукой подать.

Но это Каменюки и Белая. С сокращением погранзоны в 2009 году они своего особого статуса не утратили. А Волчин стал документально режимным недавно. Хозяйка усадьбы «Волчинский ключ» Галина Качановская считает, что это не самый приятный момент для туристов, которые приезжают понаблюдать за ходом реставрации уникального Свято–Троицкого костела.

Председатель Волчинского сельисполкома Виктор Полещук уверен, что со временем все нормализуется:

— Что изменилось? Было в пограничной зоне 10 деревень, стало 18. Сейчас проводим вместе с пограничниками сельские сходы, говорим о правилах пропуска родственников, гостей.

Местные, конечно, приноровятся к новым правилам. А как быть обычному туристу, который в выходной решит отправиться в путешествие в Волчин — на родину последнего польского короля Станислава Августа Понятовского? Или за целебной водой к роднику у деревни Ставы? Или в Высокое, в старинный парк рода Потоцких?

Раньше для исполнения желания нужны были только деньги и свободное время. Сейчас еще и уплата пошлины. То есть выходные в погранзоне должны быть спланированы заранее.

Заместитель начальника управления спорта и туризма Брестского облисполкома Николай Глушеня считает, что настоящих туристов требованиями получить разрешение не испугаешь:

— Пропуск — это вопрос больше организаторов тура или отдыха в усадьбе. Турфирмы и владельцы сельских домиков заинтересованы в гостях, они тесно взаимодействуют с пограничниками и знают все особенности законодательства.

К слову, почти за день, проведенный в красивейших местах пограничной зоны, ни одного служивого в зеленой фуражке я не встретила. Правда, в Ставах местный старик поинтересовался, откуда буду, что фотографирую. Потом удостоверение попросил показать. Бдительный.

У жителей приграничья глаз — алмаз. Сельчане  — самые надежные помощники начальников застав. Так что появляться в погранзоне без пропуска не рискуйте.

Официально

Александр Кислов, начальник пресс–службы Брестской погрангруппы:

— В Брестской области погранзона увеличена до 5 километров — на участках криминальной активности. Организаторы незаконной транзитной миграции, контрабанды и наркотрафика действуют быстро. Мы должны отвечать адекватно. Законопослушные граждане больших изменений в связи с принятыми нормами не ощутят. Всех просим учитывать новые обстоятельства при посещении или проведении работ на территориях, входящих в обновленные пределы пограничной зоны и полосы. На сайте ГПК обо всем есть подробная информация. Напомню, за нарушение пограничного законодательства предусмотрена административная ответственность.

Кстати

Из пограничной зоны в Брестской области исключены туристические маршруты Беловежской пущи, территории турбаз и зон отдыха в районе озер Белое, Черное, Тайное, Рогознянское, Селяхи и санатория «Берестье» в Брестском районе. Любимое рыбаками и серфингистами озеро Луковское в Малоритском районе также доступно без проблем.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия №220 (24601). Среда, 19 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter